Новости философ кант

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов, выступая на V съезде политологов, обвинил философа Канта не только в начале Первой мировой войны, но и в нынешнем.

Кант — наш! Великий философ до сих пор будоражит умы публичных лиц в России

В кануне 300-летия со дня рождения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта вокруг его имени разгорелся геополитический спор между Германией и Россией. Россия, в частности Калининград, внесла огромный вклад в увековечение памяти известного немецкого философа Иммануила Канта и его учений. Напомним, в 2013 году президент России Владимир Путин предлагал сделать Канта символом Калининграда и области. В кануне 300-летия со дня рождения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта вокруг его имени разгорелся геополитический спор между Германией и Россией.

Поиск по сайту

  • Шольц запретил Путину цитировать Канта: что разозлило германского канцлера?
  • Содержание
  • В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
  • Свежие записи
  • Просто Новости
  • Власти Калининграда напомнили Шольцу, что Кант выбрал жизнь в Российской империи

Проект «Кант на все времена»

В этом году отмечается 300-летие Канта, намечена целая конференция, в университете существует большой центр, который прорабатывает его наследие. Если бы все ограничивалось интеллектуальными играми, можно было бы поспорить, подискутировать и с Эрном, и с Алихановым. Но поскольку речь идет о выступлении чиновника, это вызывает определенное напряжение, потому что можно обвинить Канта, а вместе с тем «прикрыть» деятельность огромного научно-исследовательского института и того центра, который там существует. Вообще говорить об этом смешно, потому что на полном серьезе объяснять кантовской традицией действия Запада по отношению к России — это несерьезно. Это напоминает чем-то деятельность так называемой «Новой этики» по обвинению деятелей прошлого в расизме, белом шовинизме, мужском сексизме и так далее. Ясно, что если и можно найти какие-то объяснения русофобии, то идет она не от Канта, а от фигур, гораздо ближе к нам находящихся.

Апресян, соглашаясь, указал на необходимость установки этических рамок для программ социально-эмоционального обучения. Чалый, приняв возражение М. Штикера, предположил, что воспитание эмоционального интеллекта ориентировано на последствия, а в кантовской этике последствия не могут придать действиям безусловной моральной ценности.

Канта, Калининград в своем докладе предложил дальнейшие аргументы в пользу признания просветительского потенциала этических идей Канта и показал, что три формулы категорического императива, — универсализации, гуманности и автономии — рассматривают индивидуальную свободу как внутренне связанную с участием в социальной жизни, в которой устанавливаются принципы формирования и бытия социума и определяется понятие личной ответственности за окружающий мир. Осознать свободу как долг помогает педагогика, которая определяет дисциплинарные принципы и приучает к самодисциплине. Однако дисциплина лишь способствует осознанию долга, но сама по себе не является нравственным инструментом. Опираясь на педагогическую концепцию неокантианца С. Гессена, М. Загирняк предложил рассматривать этические идеи Канта в качестве основания для осознания человеком в ходе образовательного процесса личной ответственности перед человечеством и миром см. Отвечая на вопрос В. Чалого о соотношении дисциплины, свободы и автономии воли, М.

Загир-няк указал на различение Гессеном понятий дисциплины и дрессировки. Так, дрессировка не приводит ни к осознанию долга, ни к пониманию своей роли как участника социума. Дисциплина же направлена именно на всестороннее развитие личности — на осознание индивидом своих способностей и возможностей. Вопрос Л. Корнилаева о роли и образе педагога у Канта позволил М. Apressyan agreed and pointed out the need to establish ethical frames for programmes of social-emotional education. Chaly, accepting M. Mikhail Yu.

Pedagogy promotes awareness of freedom as duty by setting disciplinary principles and instilling self-discipline. However, discipline merely helps to become aware of duty, but is not in itself a moral instrument. Replying to V. Zagirnyak pointed out that Hessen distinguished discipline and drill. By contrast, dis- черкнуть их значимость для «нового Просвещения»: по Канту и Гессену, педагог не должен дидактически «наседать», но должен воспитать прежде всего свободную личность, которая осознаёт себя и понимает свою свободу как возможность для творчества. Гёте, Франк-фурт-на-Майне рассмотрел возможности применения прагматической рациональности Канта для описания публичной сферы, тем самым продолжив линию защиты кантовско-го «старого» Просвещения. Прагматическая рациональность, связанная с теоретической и практической рациональностью, но не исчерпываемая ими, имеет отчетливый социальный характер в антропологии Канта и прокладывает мостик к его политической философии. Недооцененная ранее, прагматическая рациональность в приложении к публичной сфере может иметь ряд преимуществ: например, выступать связующим звеном между разными слоями кантовской философии, позволяя нам понимать особенности трансформаций социальных принципов поведения и адаптировать некоторые кантовские понятия например, «гражданин мира», «космополитизм» и др.

При обсуждении доклада Р. Апресян задал вопрос о том, каким образом и в каком смысле прагматическая рациональность может быть принципом социального взаимодействия в публичной сфере. Жаворонков подчеркнул, что принципы взаимодействия в социальной сфере динамичны, а кантовская антропология позволяет адаптировать различные элементы кантовской этики и политической философии к нуждам социальных наук и к социальной практике. Отвечая на вопрос А. Зильбера о взаимосвязи знания о мире как прагматического и одной из максим самостоятельного мышления мысля, ставить себя на место всякого другого как публичного, А. Leonid Yu. Zagirnyak to stress their importance for the "new Enlightenment": according to Kant and Hessen, the teacher should not "pressure" his pupils didactically, but should above all foster a free individual who is aware of himself and understands his freedom as freedom of creative endeavour. Alexey G.

In the discussion R. Apressyan asked how and in what sense pragmatic rationality can be a principle of social interaction in the public domain. Asked by Andery Zilber about the interconnection be- ной стороны, чтобы более эффективно получать знания о мире, необходимо уже уметь ставить себя на место другого, а с другой — приобретение знаний о мире помогает лучше ставить себя на место другого. Он также предложил рассматривать кантовскую антропологию как осведомленную относительно остального корпуса кантовской философии. Лусиана Мартинез Университет Буэнос-Айреса, Аргентина в своем выступлении обратилась к анализу различия между мнением, верованием и знанием в теоретической философии Канта. Знание — такая информация, которая субъективно и объективно обоснована и достигается процедурой убеждения. Мартинез показывает, что, вопреки заявлению Римского клуба, мы не обладаем знанием о будущем, а для того чтобы принимать решения и действовать, важно не путать уговаривание с убеждением. Поэтому следует не терять из виду предмет размышления, а также всегда быть частью сообщества, в котором обсуждаются и пересматриваются основания наших суждений, чтобы обеспечить пространство обдумывания для всех участников глобальных перемен.

Чалый предложил обратиться к проблеме Геттиера и задуматься над вопросом, попадает ли Кант в ловушку, если считает знанием объективно достаточные убеждения. По мнению Л. Мартинез, Кант уходит от этой проблемы, различая то, что мы считаем истиной субъективно, и то, о чем мы имеем объективное знание, что оно истинно. По его мнению, авторы Доклада, говоря о необходимости преодоления «старого» Просве- tween knowledge of the world as pragmatic and one of the maxims of independent thinking putting oneself in the place of the other as public, A. Knowledge is information grounded subjectively and objectively and achieved through the process of conviction. Martinez showed that, contrary to the statement of the Club of Rome, we do not possess knowledge of the future and, in order to make decisions and act, it is important not to confuse persuasion with conviction. Therefore one should never lose sight of the object of reflection and always be part of the community in which the foundations of our judgments are discussed and revised to provide space for reflection for all the participants in global change. Chaly, recalling the Gettier problem, raised the question whether Kant might fall into a trap if he considered objectively sufficient convictions to be knowledge.

Martinez replied that Kant sidesteps this problem, distinguishing what we consider to be true subjectively and that of which we have objective knowledge that it is true. Свой доклад О. Зензен построил как разбор каждой из этих идей с кантовских позиций. Говоря о рационализме, Римский клуб имеет в виду отмену разумом традиций и ценностей. Разум в философии Канта, действительно занимает главенствующую роль, но не абсолютную. Разум человека не может охватить весь мир, он не может познать некоторые идеи, например Бога, свободы и души. Он не призывает нас к отказу от ценностей, но предостерегает от попадания в рабство к обычаю, призывает нас мыслить самостоятельно, последовательно и в сотрудничестве с другими. Отвечая на обвинения Канта в индивидуализме, О.

Зензен отметил социальный характер философии Канта, а именно его учение о всеобщих целях, согласно которому моральное действие предполагает благо для всех. Поэтому кантов-ская автономия вовсе не означает полного индивидуализма. Относительно третьего обвинения в адрес Канта, будто бы в его философии отсутствует баланс между разумом и чувственностью, О. Зензен указал, что Кант, подчеркивая важность чистого разума, в своей теоретической и практической философии не умалял роли чувственности. Без чувственности нам не был бы дан ни один предмет, а без рассудка ни один предмет не мог бы мыслиться В 75. В области практической философии Кант также соблюдает баланс, разрабатывая антропологию как эмпирическое знание человеческой природы, необходимое для конкретного применения моральных принципов. Канта, Калининград , отправляясь от идеи баланса, изложенной в Докладе, сосредоточился на проблеме баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, между скоростью и стабильностью, между развитием и справедливостью в кантов-ской философии. Sensen structured his presentation by unpicking each of these ideas in the light of the Kantian position.

Философское знание хорошо не столько ответами, сколько вопросами, на которые оно опирается. Поэтому логично спросить у современных нейросетей в духе знаменитого мыслителя, что они могут знать, что должны делать, способны ли они надеяться?

Но юбилей отменять не стали. Это не первый случай, когда Канту достаётся от российских публичных лиц. В 2018 году, когда имя философа чуть было не присвоили калининградскому аэропорту Храброво, вице—адмирал Игорь Мухаметшин выступил с эмоциональной речью, в которой назвал его человеком, который "писал какие—то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет". Аэропорт в итоге назвали в честь императрицы Елизаветы Петровны, которая никаких книг не писала.

Но вернёмся к Канту. В своём эссе 1784 года "Идея всеобщей истории во всемирно—гражданском плане" он рассуждал: "…после некоторых преобразовательных революций осуществится наконец то, что природа наметила своей высшей целью, а именно всеобщее всемирно—гражданское состояние как лоно, в котором разовьются все первоначальные задатки человеческого рода".

Зачем нам сегодня Кант

В философии истории Канта придаётся первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. В кануне 300-летия со дня рождения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта вокруг его имени разгорелся геополитический спор между Германией и Россией. Калининградский губернатор Алиханов назвал Канта "русским философом". настоящая жемчужина в короне философии объективного идеализма.

Германия и Россия не поделили Иммануила Канта

Отвечая на обвинения Канта в индивидуализме, О. Зензен отметил социальный характер философии Канта, а именно его учение о всеобщих целях, согласно которому моральное действие предполагает благо для всех. Поэтому кантов-ская автономия вовсе не означает полного индивидуализма. Относительно третьего обвинения в адрес Канта, будто бы в его философии отсутствует баланс между разумом и чувственностью, О. Зензен указал, что Кант, подчеркивая важность чистого разума, в своей теоретической и практической философии не умалял роли чувственности. Без чувственности нам не был бы дан ни один предмет, а без рассудка ни один предмет не мог бы мыслиться В 75. В области практической философии Кант также соблюдает баланс, разрабатывая антропологию как эмпирическое знание человеческой природы, необходимое для конкретного применения моральных принципов.

Канта, Калининград , отправляясь от идеи баланса, изложенной в Докладе, сосредоточился на проблеме баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, между скоростью и стабильностью, между развитием и справедливостью в кантов-ской философии. Sensen structured his presentation by unpicking each of these ideas in the light of the Kantian position. Speaking about rationalism, the Club of Rome refers to reason cancelling traditions and values. Human reason cannot embrace the whole world, it is unable to grasp some ideas, e. God, freedom and the soul. He does not call on us to renounce values, but warns us against becoming slaves of custom and urges us to think independently, consistently and in cooperation with others.

Responding to the accusation of individualism in Kant, O. Concerning the third charge against Kant, i. Sensen pointed out that Kant, while stressing the importance of pure reason, in his theoretical and practical philosophy did not belittle the role of sensibility. Without sensibility not a single object would be given us, and without understanding no object could be thought KrV, B 75. Likewise, Kant keeps a balance in the field of practical philosophy by developing anthropology as empirical knowledge of human nature, necessary for applying moral principles in practice. Представление о политическом идеале как базовом принципе права служит регулятивной идеей, которая требует постепенных улучшений и подталкивает к поиску баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, а стабильность воспроизводства является условием для стабильности постепенного развития.

Для Канта важен баланс между областью нравственных принципов и областью утилитарных целей, однако принципы должны определять приоритетные цели и средства, а не наоборот. Зильбер указал, что в философии Канта обнаруживаются инструменты, которые могут оказать влияние на принимающих решения и проводящих реформы, — это публичность, стихийность которой сегодня отчасти превратила ее в средство манипуляций, и временность, или незавершенность правовых установлений. Последняя сочетает соблюдение справедливости и определенной скорости развития. Как заметил в обсуждении С. Гради-ровский, из логики доклада следует, что сам Кант создал искомый Вайцзеккером и Вийк-маном концептуальный философский аппарат, и поэтому необходимо вернуться к Канту. Зильбер подтвердил и напомнил, что калининградский кантовед Л.

Калинников см. Апресян заметил, что докладчик делает Канта актуальным диспутантом по поводу современных проблем, но возникает вопрос, при каких методологических условиях можно рассматривать его в таком качестве. The notion of the political ideal as the basic principle of law is a regulatory idea which calls for gradual improvement and prompts the need to seek a balance between short-term and long-term perspectives, while stability of reproduction is the condition of stability of gradual development. For Kant the important thing is the balance between the realm of moral principles and the realm of utilitarian goals, with the principles determining the priority ends and means, and not vice versa. The latter combines compliance with justice and a certain speed of development. In the discussion, S.

This would dictate a return to Kant. Zilber confirmed this and recalled that Leonard Kalinnikov, a Kaliningrad Kant scholar see Chaly, et al. Kalinnikov, 2023. This makes sense, seeing that the shortcomings of the En- в определенном смысле опередил свое время и сумел сформулировать идеалы, средства воплощения которых начали появляться только ближе к нашему времени. В своем докладе Мартин Штикер Бристольский университет, Великобритания предложил расширенную формулу гуманности кантовского категорического императива АА 04, S. Расширение формулы гуманности позволяет глубже раскрыть выраженные в ней ценности и идеи Просвещения.

Так, требование, запрещающее отмеченные категории отношения к человеку, в случае отношения 1 «никогда только как к средству» запрещает эксплуатацию, обман и принуждение, в случае отношения 2 «никогда только как к вещи» запрещает безразличие и обесценивание, в случае отношения 3 «никогда только как к врагу» запрещает ликвидацию человека как преграды и исключение из общества. Указанные категории отношений ошибочны и не позволяют относиться к человеку как к цели самой по себе. Согласно М. Штикеру, этические теории должны учитывать эти ошибки в отношении к человеку, уметь их различать и предоставлять весомые этические аргументы против таких форм обращения к человеку. В конце своего выступления докладчик обратился к аудитории с вопросом о том, является ли выделенный список ошибочных категорий по формуле гуманности исчерпывающим, на что А. Сабанов заметил, что, по его мнению, указанные формулы представляют собой гипотетические императивы, и предложил категорию отношения «только как к рабу», которая подменяет свободу другого своим представлением о свободе.

Apressyan noted that the speaker made Kant a relevant disputant on contemporary problems, but the question suggests itself: Under what methodological conditions can he be seen in this capacity? Zilber conceded that Kant was in a certain sense ahead of his time and managed to formulate ideals whose implementation only became possible nearer to our own time. Thus, the ban on the categories of the attitude toward human beings, in the case of the relationship 1 "never merely as a means" forbids exploitation, cheating and coercion, 2 "never merely as a thing" forbids indifference and devaluation, 3 "never merely as an enemy" forbids elimination of the person as an obstacle and exclusion from society. According to M. Sticker, ethical theories should take into account these mistakes in the attitude toward the human being and should be able to perceive and present weighty ethical arguments against such forms of treating the human being. Toward the end of his presentation M.

Sticker asked the audience if his list of mistaken categories under the formula of humanity was exhaustive. Aleksandr O. Sabanov observed that in his opinion the said formulas are hypothetical imperatives and suggested витие4. Он показал, что в постмодернистских философских концепциях прогресса, а также в концепции научно-технического прогресса стремление к высшему нравственному идеалу выносится за скобки. Этика и прогресс утрачивают связь друг с другом. Задавшись вопросом о нравственном идеале и его месте в понятии прогресса, Д.

Рожин обратился к Канту как главному теоретику автономной этики и показал, что кантовская концепция эволюции строится на «этическом перерождении», которое возможно только благодаря морали, основанной на идее свободы. Таким образом, именно философия Канта способна преодолеть кризис, проявившийся в XX в. Канта, Калининград «Возвращая "культурный мандат": идея устойчивого развития в кантианской перспективе», который состоялся в виде открытой лекции в Кафедральном соборе в день рождения Канта. Чалый проанализировал идею «устойчивого развития» в современных концепциях и раскрыл ее философские и религиозные корни. Он обнаружил, что идея «устойчивого развития» появляется в современном мире как реакция на кризис, вызванный человеческой деятельностью. В связи с человеческой деятельностью было введено понятие культурного мандата как права человека владычествовать над природой.

Культурный мандат в философии Нового времени 4 В докладе нашли развитие в том числе идеи, изложенные в статьях: Рожин, 2020; Рожин, 2022. David O. Ethics and progress are thus disconnected. Having raised the question of the moral ideal and its place in the concept of progress, D. The conference was crowned with the presentation by Vadim A. Chaly reviewed the idea of "sustainable development" in contemporary theories and traced its philosophical and religious roots.

Но поскольку речь идет о выступлении чиновника, это вызывает определенное напряжение, потому что можно обвинить Канта, а вместе с тем «прикрыть» деятельность огромного научно-исследовательского института и того центра, который там существует. Вообще говорить об этом смешно, потому что на полном серьезе объяснять кантовской традицией действия Запада по отношению к России — это несерьезно. Это напоминает чем-то деятельность так называемой «Новой этики» по обвинению деятелей прошлого в расизме, белом шовинизме, мужском сексизме и так далее. Ясно, что если и можно найти какие-то объяснения русофобии, то идет она не от Канта, а от фигур, гораздо ближе к нам находящихся. В принципе, конечно, Запад в том виде, в котором он существует, далек и от Канта, и от идеалов многих других философов. Кант говорил о вечном мире, он надеялся на возникновение общей мировой федерации, в которой страны находились бы в мирных отношениях.

Кант не отрицает наличия априорных аналитических суждений, но показывает, что они не ведут к приращению знания. Чтобы понять реально совершающееся умножение математических знаний, необходимо признать существование априорных синтетических суждений, в то время как рационалисты рассматривали все синтетические суждения как апостериорные, т. Апостериори и априори. Кант ставит основополагающий вопрос: как возможны синтетические суждения априори? Поскольку такие суждения не могут быть почерпнуты из опыта, из чувственных восприятий окружающих вещей ибо в таком случае они не были бы априорными , следует признать существование априорных чувственных созерцаний, образующих источник синтетических суждений априори. Такими априорными чувственными созерцаниями являются, согласно Канту, пространство и время. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Кант отвергает понятие интеллектуальной интуиции и тем самым рационалистическое понимание априорного как имеющего сверхопытное применение, т. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит не сверхопытный, а доопытный характер. Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? Последнее, в отличие от чистой математики, содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия материя, движение, притяжение и т. Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории , сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Настаивая на несводимости априорных, т. Анализ единства априорного и эмпирического приводит Канта к постановке вопроса о логике науки, которую он называет трансцендентальной логикой. Трансцендентальным в противоположность трансцендентному Кант называет не сверхопытные, а доопытные априорные положения, поскольку они применяются только в сфере опыта. Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности. Одним из таких основных условий является «трансцендентальное единство апперцепции» — такое единство самосознания познающего субъекта, которое предшествует каждому акту познания, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта. Последний раздел трансцендентальной логики — трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта. Это стремление — источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики мир как целое; свобода, предшествующая необходимости; субстанциальность души; Бог должны быть отброшены. Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Метафизика — высшая культура разума, без которой немыслимо его существование. Необходимо, однако, создание метафизики как науки, как системы априорных синтетических суждений, которые не претендуют на познание трансцендентного. Это значит, что идеи метафизики никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, т. Отсюда его убеждение: «Мне пришлось ограничить [aufheben] знание, чтобы освободить место вере... Речь идёт не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию.

Со смертью матери проблемы с деньгами становились всё сильнее. В 1740 году дом семьи начал значиться «бедным», что позволяло платить сниженную налоговую ставку. Они получали помощь от других людей и родственников; в частности, дрова от благотворителей. Несмотря на вышеизложенное, будущий переписчик Иммануила Канта — Эхргот Васянски [de] — отметил, что семья была бедна, но не настолько, чтобы остро нуждаться в чём-либо [35]. Школьные годы[ править править код ] Вид на Фридрихс-Коллегиум Иммануил Кант непродолжительное время обучался в окраинной школе при хосписе Святого Георгия. Франц Шульц находил Канта способным ребёнком и порекомендовал родителям перевести ребёнка для изучения богословия в престижную гимназию, в так называемый « Фридрихс-Коллегиум [en] ». Летом 1732 года восьмилетний Иммануил перевёлся в это учебное заведение, известное своей пиететской направленностью. Дети в нём обучались христианским ценностям, в учёбе делался упор на гуманитарные науки. Его выходцы готовились к высоким церковным и гражданским должностям, поэтому для многих бедных семей Коллегиум был своего рода «социальным лифтом». Иммануил был занят школьными делами большую часть школьного периода жизни; практически большую часть учебного года не было никаких выходных, кроме как в воскресенье. Внутренняя разбивка на классы мешала детям заводить прочные отношения друг с другом. В гимназии Кант изучал древние языки и Библию, философию, логику и прочие предметы. Ему тяжело давалась теология, но, тем не менее, по выходе из гимназии он обладал обширными знаниями в этой области. Там он получил знания о древнегреческой философии и литературе — в частности, студенты читали хрестоматию Иоганна Геснера , в которой содержались отрывки Аристотеля , Геродота , Ксенофонта , Плутарха и других философов. Также изучению подлежали древнегреческие литераторы: Гомер , Пиндар и Гесиод [36]. Кант хорошо владел латынью и читал классических авторов во внеурочное время. На протяжении всей жизни он высоко ценил творчество древних авторов, таких как Луций Сенека , Лукреций и Гораций. Даже в преклонном возрасте он мог цитировать по памяти многих авторов. Интерес к древней литературе подогревался учителем латыни, которого Кант очень почитал. Уроки каллиграфии ему нравились менее всех других, по ним он регулярно получал низкие отметки. Возможно, Кант умел по меньшей мере читать тексты на французском языке, поскольку посещал необязательный курс французского языка в гимназии. В английском языке он не имел серьёзных навыков, поскольку тот не входил ни в программу гимназии, ни в программу университета, в который поступит Кант [37]. Во взрослом возрасте Иммануил Кант негативно относился к обучению в гимназии и с «ужасом и страхом» вспоминал об этих годах, приравнивая своё школьное образование к рабству. Он критически описывал такие моменты воспитания, как необходимость вести так называемый «учёт души» — эссе, в котором каждый ученик регулярно должен был описывать своё душевное состояние. Он говорил, что подобное «наблюдение за собой» приводит к помешательству. Атмосфера строгости и наказаний царила в заведении, хотя сам Иммануил, вероятно, не подвергался частым наказаниям, поскольку практически по всем предметам имел высокие баллы. И всё же он плохо отзывался обо всех своих учителях, за исключением учителя латыни, вспоминал жестокость и телесные наказания в отношении учащихся [38] [39]. Иммануил окончил Фридрихс-Коллегиум в 1740 году. В конечном итоге зрелый Кант отверг пиетиетскую доктрину, связывая её с «рабским мышлением» [41]. Университетская жизнь[ править править код ] Изображение Кёнигсбергского университета на открытке XIX века Поступив в Кёнигсбергский университет в 16 лет [42] , Кант впервые за долгие годы получил свободу в учении. Он съехал из родительского дома и поселился в собственном жилье. Став студентом, Кант приобрёл статус «гражданина академии», который тогда действовал в Пруссии. Это означало, что Кант отныне находится под юрисдикцией университета и фактически не должен исполнять повеления властей города или государства. Он также освобождался от воинской службы. Официальное зачисление в реестр студентов свершилось 24 сентября 1740 года [ком. Фактически это означало переход из гильдии ремесленников в гильдию учёных, которые были значительно ближе к знати, чем простые торговцы. Становясь студентом, каждый должен был принести присягу на верность стране и религии, а к такой присяге допускались лишь лютеране , и чуть позже реформаторы. Кант же был освобождён от такой процедуры и был зачислен в студенты с обещанием подчиняться правилам. Поступая на факультет, Кант должен был выступить перед деканатом и показать свои знания в области логики, древней литературы, чтении Моисея и двух Евангелий в оригинале и общей эрудиции. Он успешно справился со вступительным испытанием. Точно неизвестно, на какую специальность поступил Кант, однако философию преподавали всем студентам вне зависимости от их интересов. Студент нашёл своё увлечение в философии и сильно преуспел в ней. Он давал уроки философии некоторым студентам и даже имел с этого некоторый доход. В университете он познакомился с Иоганном Вломером [de] , с которым в одно время делил квартиру. В те времена молодой философ жил весьма экономно, но не испытывал нужды в чём-либо, а многие потребности, такие как обновление одежды, если Кант не имел возможности приобрести её сам, на себя брало студенческое братство. После переезда Вломера в Берлин другой студент, Кристоф Бернард Калленберг, предложил Канту бесплатное проживание и оказывал поддержку. Некоторую помощь оказывал также Рихтер, дядя Иммануила. Учёба для него была превыше всего; в розыгрышах, пьянках, драках и прочих студенческих развлечениях он не участвовал. Уже тогда многие новые ученики предпочитали держаться Канта, помогавшего им в учёбе. Многие младшекурсники уважали будущего философа и брали с него пример. Студентом Кант увлекался философией Мишеля де Монтеня , многие отрывки из которого он знал наизусть. Редким развлечением была игра со своими друзьями в бильярд , в который он часто выигрывал деньги [44]. Кант посещал даже лекции по теологии Шульца: он стремился к любому знанию, даже не связанному с его непосредственными интересами. Также он слушал лекции Иоганна Кипке [de] — его работы в области философии произвели впечатление на Канта [45]. Одним из самых известных и почитаемых философов, у которых учился Кант, был Мартин Кнутцен. Несмотря на то, что Кнутцен ни разу не упоминается в трудах Иммануила Канта, принято считать, что он оказал значительное влияние, наибольшее из всех его университетских преподавателей. Кант любил своего преподавателя больше всех остальных и не пропустил ни одного занятия [46].

«Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком»

  • Шольц обвинил Россию в попытках присвоить имя и труды философа Канта
  • Почему Канта связали с Украиной?
  • Шольц: Путина "нет ни малейших оснований " ссылаться на философа Канта
  • Шольц попытался запретить Путину ссылаться на Канта – Москва 24, 23.04.2024
  • Новости по теме: Иммануил Кант
  • Перспективы ИИ

Канцлер ФРГ Шольц против цитирования Россией трудов Канта

Юмом анализа причинности. В «Критике чистого разума» Кант обосновывает исходное положение своей системы: кроме мира явлений, находящихся в пространстве и времени, т. Эта родственная философскому скептицизму дуалистическая концепция обычно характеризовалась в 19 в. Главная задача «Критики чистого разума» — исследование возможности создания философии как науки предшествующая философия, по Канту, была лишь рассуждением на философские темы. Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанным образцом которого является чистая математика и математическое естествознание, т.

Содержание математического знания составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения а без них невозможна наука не могут быть почерпнуты из опыта, дающего основания лишь для индуктивных выводов, которым недоступна аподиктическая всеобщность. Следовательно, положения чистой математики априорны, т. Необходимо, однако, объяснить, как в этой системе априорных положений возможно приращение знания.

Рационалисты 17—18 вв. Кант не отрицает наличия априорных аналитических суждений, но показывает, что они не ведут к приращению знания. Чтобы понять реально совершающееся умножение математических знаний, необходимо признать существование априорных синтетических суждений, в то время как рационалисты рассматривали все синтетические суждения как апостериорные, т. Апостериори и априори.

Кант ставит основополагающий вопрос: как возможны синтетические суждения априори? Поскольку такие суждения не могут быть почерпнуты из опыта, из чувственных восприятий окружающих вещей ибо в таком случае они не были бы априорными , следует признать существование априорных чувственных созерцаний, образующих источник синтетических суждений априори. Такими априорными чувственными созерцаниями являются, согласно Канту, пространство и время. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму.

Кант отвергает понятие интеллектуальной интуиции и тем самым рационалистическое понимание априорного как имеющего сверхопытное применение, т. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит не сверхопытный, а доопытный характер. Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? Последнее, в отличие от чистой математики, содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия материя, движение, притяжение и т.

Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории , сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Настаивая на несводимости априорных, т. Анализ единства априорного и эмпирического приводит Канта к постановке вопроса о логике науки, которую он называет трансцендентальной логикой. Трансцендентальным в противоположность трансцендентному Кант называет не сверхопытные, а доопытные априорные положения, поскольку они применяются только в сфере опыта.

Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности.

В январе 2024 года Путин назвал Канта великим мыслителем, подчеркнув, что призыв философа уметь пользоваться собственным умом актуален и сейчас. В некоторых странах этот призыв забыли, и до добра их это не доведёт, отметил президент.

Ранее, отвечая на вопрос о своих любимых философах, глава государства назвал в их числе Канта и Николая Бердяева.

В 2018 году, когда имя философа чуть было не присвоили калининградскому аэропорту Храброво, вице—адмирал Игорь Мухаметшин выступил с эмоциональной речью, в которой назвал его человеком, который "писал какие—то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет". Аэропорт в итоге назвали в честь императрицы Елизаветы Петровны, которая никаких книг не писала. Но вернёмся к Канту.

В своём эссе 1784 года "Идея всеобщей истории во всемирно—гражданском плане" он рассуждал: "…после некоторых преобразовательных революций осуществится наконец то, что природа наметила своей высшей целью, а именно всеобщее всемирно—гражданское состояние как лоно, в котором разовьются все первоначальные задатки человеческого рода". Случиться это должно было благодаря всеобщему стремлению к миру, развитию гражданского общества и международному сотрудничеству. Фактически мыслитель сформулировал концепцию "конца истории" за 200 лет до Фрэнсиса Фукуямы.

Четыре дня мы провели в диалоге, дискуссиях. На наших глазах профессор Кант ожил. Его идеи оказались соотносимы с самыми актуальными вызовами современности. Мы не просто отдали дань уважения этой незаурядной личности и его философской системе, а продолжили ее, сообща внесли вклад в то, что принято называть метафизическим наследием.

Международный Кантовский конгресс «Мировое понятие философии» стал ключевым событием 300-летия со дня рождения выдающегося мыслителя Иммануила Канта. Работа форума была посвящена обсуждению идей и принципов кантовской философской системы по 19 тематическим направлениям.

Шольц попытался запретить Путину ссылаться на Канта

Луговой, редактор перевода А. Жаворонков «О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"» — А. Саликов, редактор перевода А. Зильбер «Спор факультетов» — переводчик А. Зильбер, редактор перевода П. Резвых «Идея всеобщей истории с всемирно-гражданской точки зрения» — переводчик А. Дмитриева «Что значит ориентироваться в мышлении» — переводчик А. Крыштоп «Провозглашение близкого заключения соглашения о вечном мире в философии» — переводчик Н. Дмитриева, редактор перевода А.

Зильбер «О недавно возникшем высокомерном тоне в философии» — переводчик А. Крыштоп «О мнимом праве лгать из человеколюбия» — переводчик Н. Зильбер «Религия в пределах одного только разума» — переводчик Л. Крыштоп, редактор перевода А. Подготовительные наброски к «Религии в пределах одного только разума» — переводчик Л. Круглов Комментарии подготовлены А. Жаворонковым, А. Зильбером, А.

Кругловым, Л. Крыштоп, С. Луговым, А. Саликовым, В.

Видео выступления губернатор опубликовал в Telegram-канале. Алиханов подчеркнул, что философию Канта необходимо пересмотреть с учетом условий современного мира. По его словам, страны Запада сегодня рассматривают Россию как чуждую классическому учению немецкого мыслителя. Реклама По словам губернатора, в условиях такой когнитивной войны, когда противник прикрывается наследием Канта, этой позиции можно противопоставить «русскую интерпретацию» взглядов классика философии.

По мнению Алиханова, со страхами в отношении того, что ИИ заместит человека, можно справиться тем, что «человек может стать лучше, сращиваясь с ИИ». ИИ в науке Замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский заявил, что ИИ становится частью высшего образования — как в сфере подготовки кадров к работе с ним, так и в использовании в обучении. По его словам, в 2023 г.

Минобрнауки совместно с университетами и технологическими компаниями создали специальную модель компетенций, которая включила в себя описание профессий, связанных с ИИ: исследователь, аналитик, архитектор данных и т. По словам Могилевского, уже более 6000 человек выбирают программы обучения, связанные с ИИ. При этом он упомянул и проблему использования нейросетей в подготовке квалификационных работ дипломы, курсовые в университетах.

Замминистра считает, что вина за это лежит не на ИИ, а на «человеческой природе». Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов, в свою очередь, заявил, что не следует отталкивать студентов от использования технологий. ВШЭ даже проводит конкурс на лучшее описание использования ИИ при написании дипломных работ.

И мы должны иметь мужество согласиться с тем знанием, которое уже присутствует в той реальности, которую мы сами создали», — добавил спикер. Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей» Хозяину площадки — ректору БФУ, философу Александру Федорову вице-премьер Чернышенко адресовал вопрос о том, как Кант ответил бы бизнесмену Илону Маску, который говорил о том, что к концу года ИИ будет умнее любого человека. Федоров для начала заметил, что «сегодня редкий день, когда можно увидеть, что вице-премьер и губернатор философствуют».

По мнению Федорова, у Канта мог бы появиться текст «Критика искусственного интеллекта». ИИ уже знает больше, чем человек, но в его распоряжении то, чем его снабдил человек, сказал Федоров.

Илья Алексеевич как всегда предстал перед нами со своей яркой философской позицией апологии Канта, заявив, что «критический метод Канта, направленный на разум, не сделал из него иррационалиста. Наоборот Кант последний яркий рационалист, после него философия совершает поворот к иррациональному».

Также он был единодушен с Дмитрием Владимировичем, согласившись, что «Кант оптимистичен. Он утверждает, что общество эволюционирует из разумного в сверх-разумное, управляемое нравственным законом и совестью». Мы знаем приверженность Ильи Алексеевича некой радикальной честности, потому логичным было выделение им двух вызовов требований нравственного закона — «это радикальная честность и достижение вечного мира. Эти требования до сих пор не выполнены и признаны невыполнимыми в принципе», посетовал поэт и тут же предложил решение как философ: «Это происходит от того, что философия свернула с пути рационализма, отказалась от разумности.

Возвращение к разуму неизбежно. Этические идеалы Канта достижимы! Его выступление также носило характер интеграции Канта в современную русскую философию. Одним из направлений нашей кантианы является «Кант как текст», в рамках которого мы пишем коммунитарный текст, значит все вместе, у него нет одного автора.

Андрей Анатольевич отметил, что «путем творческого переосмысления Канта может стать написание коммунитарного художественно-философского текста. Методологическим основанием для подобной практики являются: во-первых, кантовское "мы познаем о вещах лишь то, что вкладывает в них наш рассудок", то есть объем и качество познаваемое определяется качеством познавательной модели. Нестандартный подход позволяет выявить нестандартное. Во-вторых, Гераклитовское "из всего единое, из единого все"».

Философ и математик пояснил: «Коммунитарность — это не механическая сумма частей, а распознание целого в многоголосии участников дискурса. Целостность текста — индикатор качества коммунитарности. Образец подобного текста уже существует — это рукопись "В лабиринтах чистого разума", но все желающие могут внести в него свою лепту». Удивительно, как событие само выстраивает себя через смыслы, заявленные нашими докладчиками.

Начав с намерения поговорить о Канте, мы через артикуляцию коммунитарной попытки в виде текста приходим к следующему выступлению, посвященному разговору с самим Кантом. Слушая доклад «Разговор с Кантом о современной России - история будущего критического метода», мы как будто перенеслись в Вечное и посмотрели на разные элементы истории во времени философском, как индивидуальном, так и общесоциальном. Олег Викторович поделился: «Мне интересно перечитывать оглавление перевода Лосского, сразу восстанавливается картина времени, и происходит сам факт этого разговора и возможность увидеть вопросы, на которые стоит искать ответы». По мнению докладчика: «Путь Канта, где он, придя к критическому мышлению, на самом деле подчеркивает важность метафизики, по-разному относясь к одному и тому же вопросу».

Интересный факт, что мыслил Кант не только на немецком, но на латыни и на греческом. Я не нашел в критике критики. Для меня это была попытка осознания человека себя в языке». Подытожив первую часть доклада, можно обозначить уникальность разговора с философом, которая строится на трех китах: наличии собственной воли и ответственности за последствия, наличии души, которая находится в метафизике, в непознаваемом, и наличии Творца и сотворенного мира.

Важным открытием разговора с Кантом философ маркировал факт того, что человек, имея собственную волю, может не только следовать какой-то судьбе, предписанной кармой или скрижалями, но что ты можешь ее пошевелить, сдвинуть, поменять.

Журнал «ПАРТНЕР»

Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что российский президент Владимир Путин не имеет права цитировать немецкого философа Иммануила Канта. В преддверии 300-летнего юбилея со дня рождения Иммануила Канта Институт философии РАН проводит проект «Кант на все времена». Современники Канта отмечали свойственную философу ипохондрию и выраженную меланхолию, которые носили систематизированный и патологический характер. Философа Иммануила Канта нельзя всерьез называть «русским трофеем», при этом власти Германии не следуют его идеям. В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта. Также своему слуге Мартину Лампе, служившему философу тридцать лет, Кант тоже назначил пожизненную пенсию.

Навигация по записям

  • 22 апреля: стендап-драма и лекции на острове Канта
  • IMMANUEL KANT AND THE “NEW ENLIGHTENMENT”. INTERNATIONAL CONFERENCE REPORT
  • Международная научная конференция обсудила философские и педагогические идеи И. Канта
  • «Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком»
  • IMMANUEL KANT AND THE “NEW ENLIGHTENMENT”. INTERNATIONAL CONFERENCE REPORT
  • Германия и Россия не поделили Иммануила Канта

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий