Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. Соответственно, для Пастернака «черный» символизирует тепло, возрождение природы, наступление перемен. Слова «достать чернил и плакать» явно переводятся как «вдохновиться и творить». Анализ стихотворения пастернака февраль достать чернил и плакать по плану. Достать чернил и плакать ", анализ которого мы провели, можно рассматривать как особого рода "поэтическую программу" Пастернака, в стихотворениях которого именно предельная искренность стала определяющим началом отношения к себе и миру.
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения
Достать чернил и плакать»" автором рассматривается текст поэтического произведения Пастернака с целью, ознакомиться с трактовкой данного стихотворения различных литературоведов и критиков и выполнить самостоятельный анализ данного стихотворения. Плач, который упоминает автор в начале стихотворения и в конце – это сам процесс создания стихотворения, соответственно, «достать чернил и плакать» можно перевести так: вдохновиться и создать произведение. Соответственно, фразу: « достать чернил и плакать» следует переводить, как: вдохновиться и написать стихотворение. В результате «достать чернил и плакать» становится действием, которое «одинаково присваивается адресантом как желаемое и предписывается адресату как требуемое к исполнению». Достать чернил и плакать» Бориса Пастернака.
«Февраль. Достать чернил и плакать!»: строки от нобелевского лауреата
Четвёртый катрен показывает важность грусти для создания стихотворений. Жанр Борис Пастернак был мастером пейзажа. Однако анализируемое стихотворение больше тяготеет к философской лирике. Однако нельзя отрицать и то, что в нём есть пейзажные зарисовки, которые подчеркивают состояние лирического героя.
Или, наоборот, Б. Пастернак через окружающую героя действительность демонстрирует его внутреннюю борьбу с творческим кризисом. Ведь пограничное состояние между зимой и весной как нельзя лучше иллюстрирует мучающую героя неопределённость и жажду изменений.
Тем не менее, обновление оказывается болезнено для обоих участников процесса: рыдания лирического героя навзрыд сопровождаются "горением весны", "пожаром" среди груш, ливнем и воем ветра. Все эти изменения хаотичны, и именно это делает каждую весну уникальной. Так и вдохновение, вернушееся к лирическому герою, заставляет его осознать, что "чем случайней, тем вернее". В творчестве не было бы смысла, если бы его можно было предсказать заранее, призвать музу самостоятельно, а не ждать, когда она посетит тебя. Композиционно стихотворение невозможно разделить на несколько частей, иначе это противоречило бы главной теме, неотделимости внутреннего мира героя от природы.
Окончательный вариант вместе с исчезновением Я и отказом от подобной причинно-следственной связи приводит к формулировке закона творчества «чем случай — ней, тем вернее» и замене сформировавшейся пусть и «навзрыд» плачущей «песни» на все еще «слагающиеся» «стихи». Обратимся теперь к окончательному варианту текста.
Лингвистический путь его анализа был предложен А. Чер — няковым, поставившим вопрос о роли инфинитивного письма в ситуации автометатекста. В истории русской лирики стык номинативного обозначения зимнего времени года с инфинитивным обозначением деятель — ности человека обнаруживает себя в пушкинском стихотворении 1829 г. Что делать нам в деревне? Я встречаю…». Обращение к этому тексту оправдано тем, что в число занятий «зимой в дерев — не» входит и создание стихов. Данный в глаголах настоящего вре — мени рассказ поэта об усилиях творчества получает значение здесь и сейчас осуществляющегося действия поэта, так что микросюжет поэтического творчества онтологизируется, представая реаль — ностью самой поэзии поэтому рассказываемое событие превра — щается в событие рассказывания : Я книгу закрываю; Беру перо, сижу; насильно вырываю У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет… Теряю все права Над рифмой, над моей прислужницею странной: Стих вяло тянется, холодный и туманный. Усталый, с лирою я прекращаю спор… Феномен становящейся в настоящем времени поэзии сближает фрагмент пушкинского стихотворения с финалом пастернаков — ского «Февраля»: «Стих вяло тянется» — «Слагаются стихи навзрыд». Смысловое и субъектное расхождение в общей ситуации поэтического творчества у Пушкина поэт отступает от своего за — мысла сочинить стихи, у Пастернака стихи сочиняются без участия «Я»-субъекта определяется сходством и одновременным разли — чием зачинов обоих стихотворений. Сходство конструкций в пер — вой строке — стык номинатива с инфинитивом — нарушается тем, что Пушкин использует инфинитив для вопроса, а Пастернак своим инфинитивом как будто отвечает на вопрос «что делать? В результате «достать чернил и плакать» становится действием, которое «одинаково присваивается адресантом как желаемое и предписывается адресату как требуемое к исполнению». Линг — вистический анализ позволяет увидеть, что «абсолютно анало- гично обстоит ситуация с остальными инфинитивными предложе — ниями стихотворения Писать о феврале навзрыд, Достать про — летку, …перенестись туда, где ливень… : они также могут уравни — ваться в поле интерпретации как с грамматическим конъюнктивом писать бы, достать бы и т. Все сказанное А.
Черняковым дополняется той характерис — тикой инфинитивов «Февраля», которую дал Е. Фарино: смысл «эквивалентизирующей» синтаксической структуры «достать чер — нил и плакать» «является конструкцией оценки-экспликации слу — чившегося», когда инфинитивное выражение оказывается опреде — лением февраля6. Теоретическим основанием литературоведческого подхода к «Февралю» может служить то определение «личностного ядра поэтики Пастернака», которое С. Предшествовало этому выводу наблюдение ученого об «исходной роли метаморфического, субстанциального типа образ — ности у Пастернака»9. Еще одно важнейшее представление о пас- тернаковской поэтике связано у С. Бройтмана с его работой над стихами из книги поэта «Сестра моя — жизнь». В качестве примера автор цитирует раннюю прозу Пастернака, где героиней в страдательной функции оказывается душа.
Едва дер — жались встречные пряди бульвара и пропускали душу. И вот ничто, ничто не задерживало в пути скиталицу, вышедшую для того, чтобы ее остановили. Предположение ученого о том, что его понимание поэтики «Сестры моей — жизни» «будет иметь более широкое значение, чем описание только одной книги»11, получает подтверждение в отно — шении ранней лирики. В разборе стихотворения «Про эти стихи» С. Бройтман приходит к выводу о том, что здесь действует сфор — мулированный В. Исследователь проверяет наблюдение В. Ведь здесь действительно все на равных правах входит в поэзию, а главное — ливень, чернила и слезы, а в другом случае стихи, стек — ло и солнце — буквально располагаются на одной плоскости»13.
Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения — черный — относится как к миру человека чернила , так и окружающему миру весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши. Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез».
Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши», стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода — в слякоти, ливне и лужах. Классический четырехстопный ямб невероятным образом сочетается с изломанным синтаксисом и неточностью рифм гривен — ливень, груши — обрушат. Внутренние рифмы в перекрестной рифмовке также подчинены общей идее стихотворения, связывая мир человека и мир природы. Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть , непривычные метафоры ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит и оригинальное сравнение грачи, «как обугленные груши». Аллитерация шипящих «ж», «ч», «ш» передает грохот и шуршание, аллитерация «л» придает плавность стихотворению, а аллитерация «р» создает впечатление, что стихотворение написано «навзрыд».
В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души. Вариант 3 Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» — является одним из лучших в пейзажной лирике поэта, поскольку помимо традиционного для жанра описания природы здесь также четко прослеживается связь влияния природы на поэтическое вдохновение. Поэт как бы дает готовый рецепт того, как рождаются стихи. С первых же строчек сказывается то влияние, которое оказали на Б.
Пастернака такие течения, как символизм и футуризм: первые два предложения короткие, емкие, безличные. Стихотворение написано, как бы от рыданий взахлеб, на едином эмоциональном порыве. Но поэту этого мало, ему сквозь время и расстояния хочется перенестись туда, «где ливень еще шумней чернил и слез». Именно там будут слагаться стихи, когда поэт остановится в своем безудержном движении, а на «дно очей» обрушится «сухая грусть». Характерно, что в этом стихотворении много черного цвета — «черная весна», «обугленные груши», «проталины чернеют», да и грачи, как известно, тоже черного цвета.
Анализ стихотворения Пастернака Февраль
Все в лирике русского гения взаимосвязано. Причем это касается как отдельных элементов поэтической структуры, так и философской концепции в целом. Первая строфа заканчивается интересными образами «горящей слякоти» и «черной весны». При этом, Пастернак по типу восприятия — явно кинестетик, да еще и приверженец синестезии. Поэт сопровождает словесные, визуальные — большей степенью — образы звуками стуком колес — в данном случае , а также дополнительными зрительными впечатлениями. Что такое «черная весна»? Прежде всего, это эмоция. В литературном же плане — метафора. Но также «черная весна» может расцениваться и в качестве метонимии, потому что первой от снега освобождается земля, которая, как правило, черного цвета.
Особенно эта чернота выделяется на контрасте с зимней белоснежностью. Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит… Вторая строфа придает произведению динамичности, поскольку отсылает читателя к движению. Здесь, по мысли автора, должно разыграться воображение читающего этот стих. Начало стиха дополняется субъективностью и личными переживаниями автора, потому что радость от скорого прихода весны одновременно приносит и грусть. Так Пастернак показывает, что вся жизнь — это бесконечная амбивалентность. Личные переживания передаются с помощью глаголов: достать, писать, плакать… Писатель ставит глаголы в неопределенную форму, достигая максимальной обобщенности, абстрактности. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез… Анализ произведения в контексте художественных средств Итак, автор выстраивает образы метонимическим путем, потому что творческий потенциал всегда неотделим от потенциала природного, сливается, смешивается с ним.
Духовная жизнь человека, грубо говоря, едина с мирозданием. Поэт вдохновляется исключительно внешними проявлениями жизни и расточительности этого мира: буйством природы, красками цветов, звуками ливня. Все это вживается во внутренний мир писателя, появляясь на бумаге строками стихотворений и прозы. Творить вне природы так же сложно, как придумать новый цвет. Природа выражает жизнь, которая кладется в фундамент искусства. Лучшее и самое сильное вдохновение появляется от переплетения случайных эмоций, внезапно встреченных впечатлений. Об этом и идет речь в третьей строфе. Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей… Казалось бы, неужели так много смыслов может заключать в себе произведение из четырех миниатюрных частей?
Однако поэзия — это демонстрация наиболее сжатого и концентрированного смысла. Каждая метафора развертывается сотней боковых ответвлений содержания. С другой стороны, мир, который описывает писатель, не представляет из себя ничего сюрреалистичного или странного, ничего, что могло бы удивить читателя. Это вполне понятный и даже обыденный мир. Однако экспрессия появляется, благодаря необычайной детализированности текста. Кроме метафор и метонимий автор вводит в повествовательную канву антитезы, которые также распределяются на два уровня — на уровень природный и, соответственно, психологический. Наконец, четвертая строфа будто закольцовывает все произведение, снова напоминая, что поэзия — это продукт грусти: Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. К анализу композиции, а также стилистики произведения Итак, основная идея, вложенная в анализируемый здесь пастернаковский текст, состоит в неразрывной связи духовных и природных процессов.
Душа человека повторяет все пути, которыми следует природа. И этот процесс невозможно изменить. Кроме наличия явно импрессионистических и реалистических мотивов, здесь четко прослеживается символизм. В ранней лирике Пастернака, представленной сборниками, озаглавленными «Близнецом в тучах» и «Поверх барьеров», присутствуют образы всех четырех времен года. Соответственно, их системное изучение поможет избежать лакун в современном литературоведении, касающихся специфики пейзажа не только в творчестве непосредственно Пастернака, но и в поэзии Серебряного века в целом. Самым распространенным сезонным образом в ранней лирике этого художника является образ весны, тесно переплетается с темой творчества. С помощью сложных ассоциативных метафор природы и человека, природа и искусство сливаются в единое целое. Процесс творчества понимается поэтом как поглощение внешних впечатлений и дальнейшее внутреннее переживание этих эмоций с переносом на бумагу.
Непрерывный поток образов городского пейзажа также очень точно передает атмосферу весны. Изменчивость, непостоянство весеннего пейзажа помогают передать глаголы в разнообразных формах.
В данном произведении акцент делается на черном цвете, что заставляет ассоциировать данный факт с землей, которая выглядывает из-под тающего снега. Обычно черный цвет является трауром и грустью, но не в данном стихотворении. Пастернак ассоциирует черный цвет с пробуждением Земли, началом новой жизни, избавлением от стуж и холода. Можно сказать, что в своем произведении поэт выражает конфликт двух пор года — весны и зимы. Но также поэт говорит о том, что помимо пробуждения весны, наступления данной поры года, происходит пробуждение вдохновения и поэзии. Поэт способен слагать стихи, и чем «случайней», тем лучше они выходят.
В данном стихотворении подняты такие темы как: пробуждение весны, уход зимы и стужи, пробуждение земли и природы ото сна, а также пробуждение и становление поэзии и вдохновения. Произведение глаголет читателю о том, как взаимосвязана природа и поэзия. Природа, ее пробуждение, очень сильно влияет на поэтическое вдохновение. Стихотворение является очень эмоциональном, будто писалось в порыве какой-либо эмоции. Последними строками Пастернак описывает свой внутренний мир и терзания. Данное стихотворение замечательно описывает связь смены поры года с вдохновением и поэзией. Анализ стихотворения Февраль. Пастернака Это стихотворение проникнуто ожиданием весны, обновлением мира становится ожидание весны, лирический герой видит перемены вокруг себя — это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи».
Эти изменения переполняют душу эмоциями, вызывают ощущения сопричастности происходящему вокруг. Именно поэтому мир окружающей действительности и мир чувств поэта оказываются созвучными, переплетенными в стихотворении. Так, в окончании первой строфы читатель явственно слышит перестук колес о мостовую , видит черные прогалины земли и ощущает эмоции лирического героя с нетерпением ожидающего перемен. Во второй строфе использована метонимия — сопоставление быстроты движения пролетки «чрез благовест…, клики колес» и полета мысли лирического героя. Для придания художественной выразительности автор использует метафору, называя грачей «обугленными грушами». Этот прием помогает передать своеобразие восприятия происходящего в мире лирическим героем и его отношение к происходящему. Например, видя, как птицы срываются с веток, поэт испытывает сильную грусть, которая обрушивается на него и приводит в смятение. Кроме темы ожидания весны в этом стихотворении раскрывается еще одна и тема творчества, Стих открывается словами: … Достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд.
Здесь мы видим стремление поэта писать, изливать свое видение мира на бумагу, писать много, ведь его буквально переполняют образы, стремящиеся выйти наружу. Для этого Б. Пастернак дважды использует наречие «навзрыд», которым начинается и заканчивается произведение. Оно передает внутреннее напряжение поэта и то, как приходит к нему вдохновение. Любой толчок извне, любая случайность рождает стихи. Герою остается только подобрать слова, чтобы облечь в них свои мысли. Помогает передавать эмоциональное состояние автора и то, что стихотворение, написанное четырехстопным ямбом, сочетается с неточными рифмами. Выросший на «приволье зеленых лех», поэт воспринимал Россию как живой организм, развивающийся по особенным, известным только ей законам.
Русь Есенина — деревенская,... Стихотворение посвящено теме Отечества, которая была близка и... Напишите сочинение на тему: экономическая система. Исторические типы экономических систем Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
Это можно увидеть уже из первых предложений. Пастернак передал свою мысль и подчеркнул всю реальность происходящего, улавливая те мгновения конца этой поры года в конфликте зимы перед приходом весны. В главной части стихотворения автор описал приближение весны и что она с собой несет, затронув концовку февраля вызывая ассоциацию с морозом и снегом. Внутренняя идея стихотворения открывает процесс пробуждения этой природы и даёт способность писать стихи с изменением погоды.
Стихотворение начинается лирическим зачином в форме императива. Достать чернил и плакать … » Глаголы «достать», «плакать», «писать» приобретают особое значение, символизируют движущий процесс, который начался везде — и в природе, и в обществе, и в душе человека. Тема общих сдвигов найдет развитие в основной части стихотворения, которая является призывом поэта перенестись в мир весны, вдохновения, светлых идеалов. Композицию стихотворения логически завершает концовка, в которой звучит идея творчества. В душе лирического героя осуществляется рождения поэта.
Борис Пастернак ~ Февраль, Достать чернил и плакать!.. (+ Анализ)
Февраль, достать чернил и плакать. Анализ стихотворения Пастернака | Достать чернил и плакать». Пастернак считал стихотворение «лучшим из раннего» своего творчества. Возможно, поэтому он неоднократно на протяжении своей литературной деятельности обращался к нему и редактировал. |
Борис Пастернак ~ Февраль, Достать чернил и плакать!.. (+ Анализ 3 варианта) | Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. |
«Февраль. Достать чернил и плакать!»: строки от нобелевского лауреата | Достать чернил и плакать» – является одним из лучших в пейзажной лирике поэта, поскольку помимо традиционного для жанра описания природы здесь также четко прослеживается связь влияния природы на поэтическое вдохновение. |
Февраль достать чернил и плакать анализ. Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
О чем плакал Пастернак в феврале | Главная» Новости» Пастернак февраль достать чернил и плакать стих анализ. |
Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака - Светлана Геннадьевна Заикина | Достать чернил и плакать!», которое показывает, как рождается в груди поэта вдохновение на фоне перелома зимы и лета. |
Пастернак Б.Л. «Февраль. Достать чернил и плакать…»
Достать чернил и плакать», анализ которого интересует многих, очень приятно читать. Стихотворение «Февраль», относящееся к ранней лирике Б. Пастернака, было написано им в 1912 году и опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике «Лирика». Достать чернил и плакать!», к которому нак как и в большинстве своих творческих работах вложил особое философское значение. Достать чернил и плакать» Пастернак использует оригинальные образы, эпитеты и метафоры — «грохочущая слякоть», «сухая грусть», «дно очей». Достать чернил и плакать»" автором рассматривается текст поэтического произведения Пастернака с целью, ознакомиться с трактовкой данного стихотворения различных литературоведов и критиков и выполнить самостоятельный анализ данного стихотворения.
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль»
Грусть это от тоскливого вида или радость от приходящей весны? А может быть, все чувства смешались, как краски последнего месяца зимы. Не только плакать, не скрывая чувств, хочется лирическому герою, но и писать о феврале тоже хочется «навзрыд» — без перерыва, подчиняясь воле эмоций. А в следующих строках мы понимаем, что вызвало бурю чувств у автора: Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Поэт будто бы ухватил теплый, почти весенний денек среди вьюг и метелей. В этом краткость момента, и об этом говорит нам союзное слово «пока»: нужно быстро написать, пока пахнет весной. Но погожий денек, а, может, и всего лишь час — это не затишье, а как раз самый настоящий порыв, ведь даже слякоть грохочущая. Так, природа звучит в унисон настроению человека, и с первых строк закружит читателя в чувствах автора и пейзажах февраля.
Первая строфа — это своеобразное введение произведения. Пусть порывистое и шумное, но все-таки основная часть ожидает читателя впереди. Почти в каждой строфе, в каждой строчке и даже в каждом слове стихотворения продолжают переплетаться картины предвесенней природы и душевное состояние лирического героя. Необычно построены предложения: короткие безличные перемежаются со сложными, в которых потоком льются чувства автора строк. Так, вторая строфа начинается с предложения «Достать пролетку». Глагол в неопределенной форме передает стихийное возникновение желаний автора: ему сейчас, не откладывая на потом, пока еще чернеет весна, хочется достать коляску и ехать. Пока совсем непонятно, куда стремится его душа, но непременно нужно ехать «через благовест, чрез клик колес».
Благовест и клик колес — звуки, через которые необходимо ехать лирическому герою. Это кажется оксюмороном. Еще более удивительным кажется сочетание совершенно противоположных звуков. Колокольный звон — очищает душу, облагораживает. В то же время совершенно неприятно звучат колеса: кликают. Мне кажется, этим приемом автор усиливает смешение чувств в своей душе, еще раз подчеркивает идею о творческом порыве. Лирическому герою хочется перенестись туда, «где ливень еще шумней чернил и слез».
Развернутую метафору использует поэт, чтобы и в ней перемешать природу и человека. Метонимия «шумней чернил» говорит о том, что все наполнено звуками: природный шум дождя, шуршание чернильного пера поэта и слезы — верный признак жизни, выражение чувств. Читайте также: Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова сочинение Так, вторая строфа наполнена различными звуками, и именно через них происходит стихийное слияние природы, состояния души человека и творчества. Звуки второй строфы перерастают в образы грачей и весенних луж. И снова тесно переплелись природа и человеческая душа: Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Грачи, которых автор сравнивает с обугленными грушами, — это признак весны. Туда стремится его душа.
Ведь грусть обычно ассоциируется со слезами, но у Пастернака она сухая, может быть, без слез. Но лирический герой жаждет этой грусти, этих эмоций. А как же приятно грустить без слез, когда вокруг шумит весна. Пастернак умело и незаметно подводит читателя к главной теме стихотворения — единство природы и души человека. И в этом благодатном союзе, как колокольный звон, рождаются стихи. Об этом уже прямо говорит Пастернак в последних строках «Февраля», и в них сосредоточена основная мысль стихотворения: И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Вот она, стихийность рождения стихов.
Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б. Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. Учитель открывает запись высказывания на доске для актуализации зрительного и слухового восприятия.
Итак, сегодня мы с вами попытаемся доказать, что формальная организация стихотворения осуществляется таким образом, что она уже несет в себе идею двойственности на всех уровнях ритмика, звук, лексика, синтаксис, композиция, образная система. Исследовательская работа в группах. Определите, каким размером написано стихотворение.
Воспроизведите ритмический рисунок текста. Выпишите из стихотворения рифмопары. Определите способ рифмовки.
Подтверждают ли рифмы тезис урока. Проследите звуковую организацию стихотворения. В результате работы появляются следующие наблюдения.
Стихотворение написано Я4. В ритмической структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками ударений — ПЯПЯ И чем случайней, тем вернее , отличающийся неопределенностью значения. Здесь наблюдается движение от человеческого мира Писать о феврале навзрыд , через зарождение идеи двойственности в 6 стихе Чрез благовест, чрез клик колес , к финалу, обретающему обобщенность Слагаются стихи навзрыд.
Повтор в начале и в конце стихотворения оказывается качественно другим. Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд — горит, изрыт — навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность относятся к миру природы и к миру человека.
Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих ч, з, щ, ш, ж , разные варианты сочетаний со звуком Р ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри , все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне.
По Словарям проследить значение слов февраль, Водолей, благовест, благовещение. Дать интерпретацию этих слов в контексте стихотворения. Создают ли данные слова единое подтекстовое символическое поле?
Наблюдения: Благовест — это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. В нем тоже можно усмотреть двойственность, так как его звон соединяет небо и землю. Также в нем улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении ею Иисуса Христа.
Но, если присмотреться внимательнее и рассмотреть первые вестники природного пробуждения, то пейзаж покажется не грустным,... Обладнання: виставка... Белогрудка Деревня Вереино стоит на горе. Под горой два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты. Между Зуятами и Вереино огромный крутой... Катаев В. Родился 16 января в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии.
С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских... Гладков Ф. Родился 9 июня в селе Чернавка Саратовской губернии в крестьянской старообрядческой семье. Начальное образование получил в сельской школе, затем пришлось работать: был «мальчиком» в лавке,... Сочинение на тему Моя квартира описание Я с родителями живу в панельном доме. Наша квартира находится на 4 этаже. В ней одна комната. У нас дома большие окна, благодаря этому в комнате светло.
А когда солнце... Как добиться успеха? Мы часто задаем себе этот вопрос, но не всегда находим на него ответ. А вообще, что такое успех? Может это какая-то от нас не зависящая фортуна, которая имеет свойства появляться... Как работать со стихотворной пародией При изучении лирики Афанасия Фета в 10-м классе мы часто обращаемся к пародии, так как именно этот жанр использовался представителями «некрасовского» направления для борьбы с поэтами «чистого искусства». Одним из... Достоевского «Подросток» , отец Аркадия Долгорукого, проживший «всю жизнь в странствии и недоумениях», истративший три наследства, отчего «то совсем впадал в...
Мифопоэтика сновидений Пискарева в повести Н. Гоголя «Невский проспект» В статье кандидата филологических наук, популярного исследователя мифопоэтики сновидений в русской литературе Д. Нечаенко первая «петербургская повесть» Гоголя «Невский проспект» рассматривается с этой точки зрения. Показано, что уже в... Художественное направление , характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы —... Семья капитана Миронова Другого общества в крепости не было, но я Другого и не желал. Капитанская дочка …разве муж и жена не един дух И едина плоть? Капитанская дочка...
Сочинение на тему «Поэзия прозы» Поэзия прозы Не надо рамазывать манную кашу по чистому столу. Бабель В небольшом шедевре И:Бабеля «Конармия», написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое...
Пастернак участвовал в заседаниях кружка символистов под руководством Ф. Поэтому этот стих следует воспринимать через символистской эстетики.
Изображение природы, борьбы зимы и весны, а через природу — изображение движения человеческой души. Преобразование, полная смена в природе и душе человека Композиция. Стихотворение начинается лирическим зачином в форме императива.
О создании стихотворения
- Борис Пастернак ~ Февраль, Достать чернил и плакать!.. (+ Анализ)
- Стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать...»
- О чем плакал Пастернак в феврале | Материк книг | Дзен
- «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
- Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
- Февраль, достать чернил и плакать. Анализ стихотворения Пастернака
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль»
Учитель открывает тему урока. Совместно с учителем определяются задачи урока. Работа по теме. Стихотворение звучит в исполнении учителя. Беседа с классом. Давайте мы с вами включимся в эту игру и попробуем понять, о чем это стихотворение. Как вы поняли содержание стихотворения? О чем оно?
Какова тема этого стихотворения? Это стихотворение о рождении поэзии. Есть ли в этом стихотворении лирический герой? Выражено ли его присутствие словесно? Что или кто выдвигается в стихотворении на первый план лирический герой или действие, состояние? Каково, на ваш взгляд, настроение стихотворения? Мы с вами анализируем второй, знаменитый вариант 1928 года.
Литературоведы считают, что в лирике Б. Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения я. Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б. Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. Учитель открывает запись высказывания на доске для актуализации зрительного и слухового восприятия.
Итак, сегодня мы с вами попытаемся доказать, что формальная организация стихотворения осуществляется таким образом, что она уже несет в себе идею двойственности на всех уровнях ритмика, звук, лексика, синтаксис, композиция, образная система. Исследовательская работа в группах. Определите, каким размером написано стихотворение. Воспроизведите ритмический рисунок текста. Выпишите из стихотворения рифмопары.
Гипербола: «тысячи грачей». Оксюморон: «И чем случайней», «тем вернее». Достать чернил и плакать. С чем автор сравнивает этих птиц?
Поделиться ссылкой.
Стихотворный размер — классический четырёхстопный ямб.
История создания Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака — и действительно, оно написано в 1912 году. Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза — в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак.
Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность. Тема Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении.
Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней — такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.
Но поэту этого мало, ему сквозь время и расстояния хочется перенестись туда, «где ливень еще шумней чернил и слез». Именно там будут слагаться стихи, когда поэт остановится в своем безудержном движении, а на «дно очей» обрушится «сухая грусть». Характерно, что в этом стихотворении много черного цвета — «черная весна», «обугленные груши», «проталины чернеют», да и грачи, как известно, тоже черного цвета. Но этот цвет, в отличие от его традиционной, грустной, траурной трактовки, у поэта является цветом зарождающейся весны: появляющихся от февральского ливня проталин, грачей, которые прилетают по весне из теплых краев. Интересен звуковой ряд стихотворения.
Олицетворением «слякоть грохочет» поэт уже задает высокие регистры, но, оказывается, ему хочется большего, чтобы было «шумней чернил и слез».
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» Б. Пастернак
Достать чернил и плакать» Пастернака Стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» было написано в 1912 г. Оно быстро стало широко известным. Анализ стихотворения «Февраль» (Б.Л. Пастернак) – это, можно сказать, анализ всего раннего творчества поэта. Достать чернил и плакать»" автором рассматривается текст поэтического произведения Пастернака с целью, ознакомиться с трактовкой данного стихотворения различных литературоведов и критиков и выполнить самостоятельный анализ данного стихотворения. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Достать чернил и плакать!.» (Б. Пастернак). История создания: это самое известное стихотворение Пастернака, ставшее визитной карточкой его раннего творчества.
О чем плакал Пастернак в феврале
Именно ее приближение пробуждает поэта к творчеству. Единственное, чего он желает в таком состоянии Это чтобы ливень смог заглушить его слезы. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт... Это стихотворение максимально насыщено образами. Путешествие через время к весне говорит нам о том, с каким нетерпением герой ждет ее. Неожиданная ассоциация, когда грачей на ветках поэт сравнивает с обугленными грушами, еще больше помогает нам понять его безысходное, гнетущее настроение. Стихотворения, рожденные в подобном порыве разочарования, не предназначенном для творчества, особенно пронзительны.
Поэт, затрагивая актуальную для него тему творчества, поэта и поэзии, пишет о том, что он переживает, о чем «плачет» чернилами. И поразительно, что из такой грусти и уныния возникает вдохновение, и пишутся неповторимые стихи.
Оно быстро стало широко известным. В нем отразились основные черты поэтического таланта автора. Существует несколько редакций произведения, так как Пастернак неоднократно возвращался к нему и вносил существенные изменения. На фоне февральской непогоды автор описывает возникновение творческого вдохновения. Этот процесс резко отличается от весеннего упоения природой лирических поэтов, которые испытывают радостные и светлые чувства. Вдохновение у Пастернака — мучительное чувство, вызывающее слезы и страстное желание «достать чернил».
Вместо спокойного и уютного размышления в кабинете лирический герой испытывает страстный порыв слиться воедино с бушующей стихией. Его слезы подобны каплям дождя, они так же стремительны и обильны. Не в силах прервать свой плач, автор пытается заглушить его ливнем. В результате в его душе рождаются удивительные строки, насквозь пропитанные дождем и печальными криками «тысячи грачей». Произведение имеет кольцевую композицию благодаря повторяющемуся в начале и в конце выразительному слову «навзрыд». Оно полностью передает настроение лирического героя. Особое значение имеет черный цвет, он связывает человека с природой «чернила» — «весною черною» — «чернеют». При этом черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл.
Пастернак использует неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «сухую грусть» , яркие метафоры «дно очей». Насыщенность символами и образами смягчается самыми обыденными предметами «шесть гривен», «пролетка». Этим автор напоминает читателю, что стихотворение имеет очень личный характер, является следствием реальных переживаний. Непосредственным влиянием символизма можно считать оригинальное сравнение грачей с «обугленными грушами».
Каждую можно заменить другою. Любая драгоценна. Любая на выбор годится в свидетельства состоянья, которым охвачена вся переместившаяся действительность 1. Если применить это правда, не самым понятным образом сформулированное определение к нашему стихотворению, то, вероятно, можно сказать, что здесь февраль порождает чувства эмоции , которые «смещают» все предметы в мире окружающем поэта, для описания этого «смещения» достаточно выбрать произвольный набор предметов, каждый из которых испытал на себе воздействие февраля — чем случайней будет выбор, тем вернее удастся передать в стихах общую атмосферу, порождаемую февралем. Еще одним принципиальным отличием второй редакции является отсутствие возвращения из мыслимого путешествия обратно в «реальный» город, четвертая строфа здесь является не возвращением к изменившейся картине, нарисованной в первой строфе, а продолжением третьей строфы.
Соответственно исчезает и перебой ритма, знаменовавший в первой редакции возвращение к шумам города. Слагающиеся навзрыд стихи таким образом также возникают не по возвращении в город как засиневшая песнь в в первой редакции, , а все в том же мысленном путешествии за город среди «наступившей» там весны. Тема весны — более чем распространенная в русской и мировой поэзии. Естественно, что стихотворение Пастернака, как и любой другой литературный текст, различными своими элементами, характером восприятия окружающего мира, теми чертами, которые выбраны для характеристики февраля, наконец, самим восприятием февраля именно в качестве весны и т. В звуковой картине своего стихотворения Пастернак, похоже, опирался на известное стихотворение Аполлона Майкова, многократно перелагавшееся на музыку, «Весна! Пастернака также, возможно, откликается на голубую даль Майкова — в обоих стихотворениях нарочито «поэтичные», романтические образы. Однако, майковское стихотворение описывает весну в традиционно мажорных тонах. Иначе представляется весна в строках Пушкина «Весной я болен.. Весна, весна!
Тянитесь от застав градских» «Евгений Онегин» глава 7, строфы II-IV , — таким образом, можно сказать, что Пастернак здесь следует не только пушкинской весенней грусти, но и совету покинуть город. Также грустная, мрачная весна возникает в стихах другого поэтического предшественника Пастернака — Иннокентия Анненского. В 1910 году была опубликована его книга стихов «Кипарисовый ларец», куда вошло стихотворение «Черная весна. Тает ». Можно предположить, что Пастернаку оно было известно в момент писания «Февраля». Кроме центрального образа черной весны оба стихотворения объединяет колокольный звон благовест у Пастернака и гулы меди у Анненского, общий эмоциональный настрой — грусть у Пастернака и печаль у Анненского, с пастернаковскими черными и грустными грачами, можно сопоставить «птиц с разбухшими крыльями в мертвенных полях» у Анненского, изрытый криками город перекликается, возможно с анненскими «рытвинами путей», можно, вероятно, связать с бессонницей очей и «студень глаз» мертвого у Анненского. Вероятно, и Пастернаку и большей части его первых читателей было хорошо известно стихотворение «Февраль» одного из самых известных в 1900-х годах поэтов символистов Валерия Брюсова — можно предположить, что пастернаковское стихотворение вступает в полемику с стихотворением старшего современника — у Брюсова февраль — месяц на границе зимы и весны, время полной уравновешенности природы, человеческой души, самого поэта. В результате песня, появляющаяся и у Брюсова в финале стихотворения носит абсолютно иной характер. Принципиально отличает пастернаковское стихотворение от всех предшественников прежде всего «мнимость» весны, признаки весны в февральском городе доступны только взгляду поэта.
В то же время, хотя предвестие весны рождает у Пастернака не «мажорное» майковское настроение, а скорее пушкинско-анненскую мрачно-болезненную грусть, но со слезами соседствует и «горение», творчество же русскими поэтами и XIX и XX века многократно сопоставлялось с пожаром. Горит в пастернаковском стихотворении не поэт, а черная весна, но, как мы уже отметили выше, все эмоции и состояния поэта в нашем стихотворении точно соответствуют состоянию и эмоциональному настрою окружающего мира.
При этом прочность этой связи насколько велика, что разорвать ее, определить, что в стихотворении является причиной, а что — следствием, становится невозможно.
Так, я не смогла понять, является ли затяжная зима причиной отчаяния лирического героя, причиной, почему он умоляет о наступлении весны. Или, наоборот, Б. Пастернак через окружающую героя действительность демонстрирует его внутреннюю борьбу с творческим кризисом.
Ведь пограничное состояние между зимой и весной как нельзя лучше иллюстрирует мучающую героя неопределённость и жажду изменений. Тем не менее, обновление оказывается болезнено для обоих участников процесса: рыдания лирического героя навзрыд сопровождаются "горением весны", "пожаром" среди груш, ливнем и воем ветра. Все эти изменения хаотичны, и именно это делает каждую весну уникальной.
Так и вдохновение, вернушееся к лирическому герою, заставляет его осознать, что "чем случайней, тем вернее".
Пастернак Б.Л. «Февраль. Достать чернил и плакать…»
Достать чернил и плакать!» — одно из ранних стихотворений нака. Стихотворение и анализ «Февраль. Достать чернил и плакать!». «Февраль») открывается цикл «Начальная пора», составленный Пастернаком для книги «Поверх барьеров. Достать чернил и плакать» позволяет понять состояние человека, открывшего для себя постоянно меняющийся мир природы. Анализ стихотворения «Февраль» (Б.Л. Пастернак) – это, можно сказать, анализ всего раннего творчества поэта. Достать чернил и плакать!», которое показывает, как рождается в груди поэта вдохновение на фоне перелома зимы и лета.