Весна - 28 апреля 2024 - Новости Архангельска - Северная Двина — река на севере Европейской части России. Длина — 744 км, длина с Сухоной — 1300 км, длина с Вычегдой — 1803 км. По данным государственного водного реестра длина водного пути р. Кубена — оз. В Архангельской области на р. Северная Двина произошел разлив нефтепродуктов, по реке плывет нефтяной пятно длиной 4 км. Об этом сообщила глава Росприроднадзора С. Радионова. Утром на Северной Двине в районе села Пиньгиша произошло разрушение затора льда, который удерживался с 17 апреля. На реке Северной Двине в 14:00 мск голова густого ледохода была зафиксирована в районе г/п Боброво (38 км от г.
Притоки реки Северная Двина
- Северная Двина на карте - где находится, описание, сплав и рыбалка
- Страницы истории судоходства на Северной Двине
- Северная Двина – место русской силы
- Этимология топонима
- Северная Двина на карте - где находится, описание, сплав и рыбалка
- Этимология топонима
В Архангельской области взрывают лед на проблемном участке Северной Двины
Порт приписки у Норильска — Санкт-Петербург. Проект моста через Северную Двину был разработан там же, в Ленинграде, в институте «Ленгипротрансмост». Металлические пролётные строения монтировались в полный навес с консолью длиной 176 метров и весом 2500 тонн с использованием предварительно напряжённого шпренгеля. Официальное открытие моста состоялось 5 ноября 1964 года. После того как председатель Архангельского облисполкома Владимир Агибалов перерезал ленточку, по мосту прошли первый железнодорожный состав и колонна автомашин. Мост обладает самой большой вертикальной подъёмной системой в России: высота подъёма подвижного пролёта для пропуска судов по реке достигает 88 метров. При этом поднять его можно при отсутствии электроэнергии — 20 человек это сделают с помощью системы ручных домкратов.
За год через пролёт проходят более 300 судов.
Ежегодно во время половодья вода приносит большое число мусора, песка и ила, ухудшающего судоходство [4]. На Северной Двине работает «Н. Гоголь» — самый старый сохранившийся пароход России, всё ещё находящийся в эксплуатации построен в 1911 году. Происхождение названия «Народная топонимика» соотносит название Двины с «двойной рекой» [5] ; эту версию происхождения названия приводят ещё Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» [6] 1549 и Александр Гваньини в «Описании Московии» [7] 1578. Некоторые лингвисты возводят её название к индоевропейской основе др. Шёгрен связывал этот гидроним со словом из языка коми вына «могучий, сильный». Другие толкования см. Фасмера [8]. Двине в районе Архангельска Примечания.
Притоки реки Северная Двина Северная Двина питается в основном снегами, которые весной при таянии попадают в ее воды. Замерзает она в конце октября — несколько раньше, чем другие реки России, что объясняется ее более северным положением. Когда река вскрывается а происходит это обычно в середине апреля или даже в начале мая, если весна поздняя и холодная , то ледоход достаточно бурный, активный, часто образуются заторы. В этот период она не судоходна — это может быть даже опасно. Города России на реке Северная Двина.
На реке Северная Двина расположено множество городов — больших и малых. Прежде всего, это Великий Устюг. Кроме того, возле устья реки расположены города Новодвинск, Северодвинск и легендарный город Архангельск.
Уже в июне 1958-го северодвинские корабелы передали Северному речному пароходству два судна, построенных по проекту 722. Строительство надводных и подводных кораблей, включая революционные для тех дней атомоходы, а также вспомогательных судов ВМФ не мешало работе и над гражданскими заказами. Всего по проекту 722 на заводе было построено два парома. Они получили имена «Северодвинск» и «Норильск» и использовались для переправы через Северную Двину в Архангельске. С их помощью обеспечивалось круглогодичное сообщение жителей эстонских островов Сааремаа и Хиумаа с материком, а также Кронштадта с фортами и городом Ломоносов. Длина каждого из судов была 45,6 метра, ширина — 11 метров, высота борта — четыре метра, а осадка — 2,6 метра.
Они оснащались двумя главными двигателями мощностью 300 л. Экипаж состоял из 12 человек.
Дождались! Ночью в Архангельск пришел ледоход
Северо-запад Европейской России: Северная Двина и многие другие реки великие, Архангельск и так далее». Метеоролог отметил, что в Сибири бывает два и даже три пика половодья, поскольку сначала снег тает в низинах, а потом в предгорьях и горах. Река Северная Двина состоит в почетной тройке главных водных «артерий» Русского Севера. Вскрытие Северной Двины от ледостава происходит в период с начала апреля по начало мая. На Северной Двине от устья р. Вычег-ды до устья р. Ваги разветвления реки занимают 47,7 % от длины участка.
Другие гидропосты на р. Северная Двина:
- Справочная информация по гидропосту г. Котлас
- Гидрологический бюллетень от 27.04.2024 на 20:00 мск
- Поддержать проект
- Исток и устье реки Северная Двина
- ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЁЙ С ДРУЗЬЯМИ
- Вы точно человек?
Подход ледохода к Архангельску прогнозируется к 25 апреля
По данным Северного УГМС, третьи сутки сохраняется затор льда длиной около 20–22 км на Малой Северной Двине в 673 км от Архангельска. Вот Вам и новость к празднику, впрочем как что ожидать от такого Министерства Финансов РФ, о чем. Северная Двина — Река, впадает в Двинскую губу Белого моря; Вологодская и Архангельская обл. На Северной Двине ледоход развивается в рукавах Холмогорского разветвления по главному руслу голова ледохода развивается ниже Чухчеремы в 78 км от Архангельска.
Содержание
- Справочная информация по гидропосту с. Абрамково
- Страницы истории судоходства на Северной Двине — Северное речное пароходство
- Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)
- Исток Северной Двины
Притоки Северной Двины
На реке Северной Двине в 14:00 мск голова густого ледохода была зафиксирована в районе г/п Боброво (38 км от г. Северная Двина от г. Великий Устюг до устья. Он соединяет центр Архангельска с левым берегом Северной Двины. Работы на переправе начались в 2019 году.
Характеристика реки Северная Двина
Ниже впадения Пинеги Северная Двина разбивается на протоки с многочисленными островами, ширина долины возрастает до 18 км. У Архангельска река ещё раз собирается в одно русло, а ниже города образует дельту пл. В устюжской летописи о Северной Двине записано: «Реки Юг и Сухона , совокупившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенно восприемлет именование Двина, потому наречеся, что сдвинулись две и производят из себя третью… Сия река Двина… простирается от горы Гледен на шестьсот вёрст и далее и впадает в великое море-океан, в Соловецкую пучину». Гидрология Питание смешанное, с преобладанием снегового. Наибольший размах колебаний уровня между устьями рек Ваги и Пинеги до 14 м. Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается от начала апреля до начала мая. Ледоход бурный с частыми заторами. Соединена через реку Сухона , озеро Кубенское и др. Судоходство Северная Двина судоходна на всём протяжении.
Площадь области загрязнения поверхности реки составляет два квадратных километра полкилометра на четыре километра в ширину и длину соответственно , по сообщению главы Росприроднадзора. Выброс продуктов, загрязнивших воду произошел при бункеровке заправке топливом судна «Касимов». В дислокации разлива экологи берут пробы воды, чтобы понять уровень ущерба.
Почти на самом севере сливается с Пинегой. Ниже впадения Пинеги Северная Двина разбивается на протоки с многочисленными островами, ширина долины возрастает до 18 км. Северная Двина — типично равнинная река. Имеет многочисленные перекаты и острова. Русло относительно прямолинейное, шириной 400—600 м.
Ниже устья Вычегды берега высокие, обрывистые, ширина русла увеличивается почти в два раза; в расширениях долины русло образует крупные излучины, разветвляется. Пойма изрезана протоками и старицами [2].
Река на большом протяжении течет здесь одним рукавом. Долина ее, врезаясь в толщи гипсов пермского пе риода, сужается, и пойма местами исчезает полностью. Белые поросшие лесом обрывы над широкой полноводной рекой просто сказочно хороши. Высота берегов возле пристани Звоз достигает 50—60 м. В половодье белокаменные стены отвесно уходят в воду, в межень внизу открывается узкая полоска песка и осыпей, по которой почти везде можно про браться вдоль берега. Надо только, если не хочешь иску паться, стараться не наступать на шаткие, неустойчивые глыбы. В осыпях попадаются небольшие куски гипса белого, голубого, желтоватого и розового цвета. Местами гладкие плиты ступенями, словно белая лестница, спускаются под воду, и невольно на память приходит легенда о древнем Китеже.
Среди камней стекают к реке небольшие ручейки, узкие трещины в белых обрывах уходят в глубину гипсовых толщ. В районе пристани Звоз вода вымыла в береговых обрывах семь пещер. Когда плывешь по этому участку реки, не знаешь, куда и смотреть. Прекрасен высокий, чисто-белый, как сахар, обрыв, но не менее живописны и белая стена с тремя, словно по линейке, на равном расстоянии друг от друга проведенными кирпичными полосами, и идущий за ней желто-бурый откос, отороченный понизу, словно пеной, осыпью из белых камней. Кое-где между залежами гипсов и растущим наверху лесом лежит толстая подстилка песка, а в других местах сосны растут почти прямо на камнях и слой дерна так тонок, что, кажется, его можно скатать, как ковер. Постепенно берега реки пони жаются, гипсы тянутся теперь вдоль воды неширокой лентой, словно белокаменная набережная. Прорвавшись через преградившие дорогу к морю толщи гипсов, Северная Двина опять растекается рукавами, и вновь по руслу ее вниз по течению сползают побочни, перераспре деляется сток по рукавам. Река живет своей жизнью, равно душная к тревогам и заботам речников, которым надо под держивать гарантированные глубины на фарватере, ширину судового хода и радиус его закругления. Казалось бы, чего проще — загородить протоку, и все. Но вступать в спор с такой мощной рекой, как Северная Двина, рискованно.
Иногда бывает выгоднее подчиниться реке и не отстаивать прежнее место положение фарватера, а, учитывая направленность русловых процессов, перенести его. Но в данном случае и этого делать не пришлось. Через некоторое время побочень, сдвигаясь вниз по течению, сам стал загораживать вход в протоку Мар тушева. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Река подмывает то правый берег, то левый. Золотистые песчаные отмели сменяются глинистыми откосами, под ко торыми возле уреза воды лежат вымытые из морены ва луны. Лес то отодвигается к горизонту, открывая поля и де ревни, то вновь вплотную подступает к реке, загораживая обзор. Вот уже остаются слева впадающая в Репный рукав быстрая Емца, Сийские пески и леса. За пристанью Ракула в береговых осыпях начинают попадать ся известняки. Вскоре долина Северной Двины сужается, и возле деревни Орлецы над рекой встают светло-серые скалы.
Русло реки делает здесь крутой поворот, и поверх ность воды Плитные выходы светло-серого и желтоватого известняка попадаются местами в береговых обнажениях Северной Двины вниз по течению еще примерно около 25 км. Сразу же за впадением Пинеги возле села Усть-Пинега правый берег Север ной Двины поднимается сравнительно невысокой, около 25 м, скалой, и дальше вниз по течению скалистых берегов нет. Рядом со скалой по склону к воде проложены слеги для скатки леса — в устье Пинеги оборудована большая запань. Ниже Усть-Пинеги по течению начинается устьевая область Северной Двины, ее самый молодой участок. Ведь после лед никового периода река впадала в Белое море не там, где теперь, а гораздо северо-восточнее, сбрасывая воду по Кулой-Пи нежской долине, пока в одно из высоких половодий не прорвала Холмогорскую конечно-моренную гряду. Процесс формирова ния Северной Двиной своего русла продолжается. Вероятно, в конце концов река обойдет большой моренный массив, находящийся сейчас по ее правому берегу в 118 —124 км от устья. В устьевой области Северная Двина почти на всем протя жении течет несколькими рукавами, причем выделить главный среди них не всегда легко. По наиболее крупным рукавам — Богоявленке, Мечке, Косковскому и Бокарицкому проходят местные судоходные линии. Ширина реки в устьевой области в среднем составляет 600—800 м, но возле села Уймы до стигает 2,0—2,5 км.
Высота коренных берегов к морю по степенно снижается — в районе Холмогорского расширения русла она составляет примерно 20—25 м, а у Архангельска — около 10 м. В начале устьевого участка, вскоре после Усть-Пинеги, вдоль левого низкого берега Северной Двины тянутся широ кие отмели светлого песка, а по верхней части поросшего лесом довольно крутого правобережного откоса идут неболь шие оползни треугольной формы, словно кто-то специально срезал здесь куски дерна. От небольшой пристани вверх к знаменитому некогда селу Вавчуга ведет деревянная лестница. В 1680 г. В 1733 г. Автор: Плаксин Олег Дата: 2 июля 2019 г. Почти сразу за Вавчугой начинается Холмогорское рас ширение. Левый, поросший кустами берег реки становится все ниже и ниже и в конце концов переходит в песчаную отмель, через которую перекатываются поднятые теплоходом волны. За отмелью к далеким, похожим на зеленые застывшие волны холмам убегает широкая протока. Несмотря на большое рас стояние, на холмах ясно и четко, словно это старинная лито графия, видны дома, церковь, куртины рощ и даже отдельные деревья.
Левый берег закрывает окно в просторный мир зеленых холмов и песчаных проток. Словно в компенсацию, справа на фоне неба вскоре вырисовываются на высоком берегу шатровая часовня и церковь деревни Чухчермы. Потемневшее от времени и непогод дерево подчеркивает их четкий строгий силуэт. По деревням на Северной Двине сохранились еще местами и чудесные деревянные часовни, и церкви, и коло кольни, и просторные дома с высокой подклетью, с изукра шенным, на две стороны выходящим балконом-крыльцом. В Малых Корелах под Архангельском создан музей-запо ведник деревянного зодчества. В него свозятся все наиболее интересные, как культовые, так и бытовые, постройки Север ного края. Конечно, это в какой-то мере компромиссное решение, но других реальных средств уберечь и сохранить этот деревянный эпос нет. За низкими островами и мелями с борта теплохода на какое-то время снова приоткрывается чудесный мир зеленых холмов. Где-то там, на Курострове, в деревне Мишанинской, возле Холмогор, родился в 1711 г. Отдаленность их от моря этому не мешала, ведь основным занятием местного населения был не только морской промысел, но и охота в тайге на пушного зверя.
Лишь когда в Холмогорах разместились контора и склады торговой английской Московской компании, стало очевидным, что для дальнейшего успешного развития торговли Русского государства с Европой нужен город-порт, расположенный ближе к морю. Из-за перекатов иностранные корабли не доходили до Курострова, товары с них приходилось перегружать в мелкосидящие суда, а это вызывало не только дополнительные денежные затраты, но и потерю времени. Понимая, что "заведенные по Двине Российские с Англи чанами и Голландцами торги посредством мореплавания" станут прибыльнее, если торговые лавки и склады перенести ближе к морю, Иван IV решил заложить новые Холмогоры. В 1584 г. Строительство Новохолмогорска впоследствии переименованного в Архангельск велось строго по "росписи и чертежу". Через 110 лет после закладки города со стапелей заложенной Петром I Соломбальской Военного ведомства верфи сошло на воду и отправилось за границу с грузом казенного товара первое русское торговое судно. В Архангельске многое связано с именем Петра I. Здесь на голландском корабле у шкипера Клааса Месшу русский царь проходил обучение "распорядку морскому". Здесь, готовясь к войне со Швецией за невские берега, начал он в 1694 г. Предусмотрительность Петра I оказалась не лишней.
Вступившая в войну с Россией Швеция решила блокировать торговые связи русского государства с Европой. V 1701 г. Обезоружив поднявшуюся на борт корабля для досмотра русскую стражу, шведы выслали на разведку к Архангельску два фрегата и яхту.