Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх. Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним. 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. «Даная» – картина нидерландского художника Рембрандта Хармеса Ван Рея, написанная в период с 1636 по 1647 год.
Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история
В их колорите преобладают холодные оттенки, но центральная часть выписана иначе. Здесь художник использовал широкие мазки и свою любимую золотисто-коричневую, теплую гамму, которая присуща его поздним работам. Говорят, для большего эффекта он добавлял в краску толченый янтарь. Многие детали шедевра вызывают недоумение. Кто позировал художнику? Почему рыдает Купидон?
Отчего безымянный палец незамужней Данаи украшает обручальное кольцо? Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. Супруга часто выступала моделью для художника, в том числе и для «Данаи». Но на этом шедевре ее черты гораздо менее узнаваемы, чем на других. Дело в том, что для картины позировали две женщины.
Больше всего новой возлюбленной не нравилась "Даная": девушка считала, что на картине умершая жена Рембрандта будто живая. Женщина потребовала изменить облик героини работы, наделив её своими чертами. Художник переписывал картину, о чём свидетельствует современный рентгенографический анализ, который подтвердил внесение изменений в 1646-47 гг. Теперь лицо Данаи сочетает в себе черты Саскии и Герьете одновременно. На этом новая возлюбленная не остановилась. Она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания её фигуры. Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним.
История данной работы заставляет поменять отношение к копийным произведениям. Увидеть копию-спасительницу после реставрационных работ можно будет в экспозиции музея Врубеля. Фото: Алина Кочергина, а также предоставлены Омским музеем изобразительных искусств имени М.
По легенде, царь получил от оракула пророчество, что причиной его гибели станет внук, и чтобы избежать этой участи, он приказал закрыть свою дочь в подземных хоромах, куда был закрыт доступ посторонним. Однако это его не спасло: Зевс, очарованный Данаей, обратился в золотой дождь и проник в подземелье. От этого союза был рожден Персей, впоследствии воспетый Гомером в «Илиаде».
На картине Рембрандта «Даная» изображен момент появления олимпийского бога в тайной опочивальне девушки. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. В середине прошлого века при помощи рентгеноскопии искусствоведам удалось обнаружить признаки, свидетельствующие о том, что художник дорабатывал полотно.
Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и « Даная » Тициана [3] [4]. Акт вандализма [ править править код ] В субботу, 15 июня 1985 года, в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная.
После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды полоснуть картину. Восстановлению подлежит без промедления. Сотрудники Эрмитажа опасались, что полотно после покушения иссохнет до основания и будет разъедено компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты. Работники сняли полотно со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло 12 лет.
После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак протеста против ввода советского контингента в Литву в 1940 году. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями якобы был литовским националистом , потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным [5] диагноз — вялотекущая шизофрения и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза [6]. Реставрация В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок.
Картина Рембрандта.
Воскрешение “Данаи”
Например, тот же сюжет про блудного сына он использовал не один раз в ранние годы. Но все они умерли во младенчестве и оставили на сердце художника незаживающие раны. Может быть, поэтому картина «Жертвоприношение Авраама», где отец почти приносит в жертву своего единственного сына по указанию Бога, получилась у него такой личной и живой. Полотно было написано в 1635 году сразу после смерти первенца Рембрандта. В центре композиции молодой человек, лежащий на жертвеннике со связанными за спиной руками и старец с полубезумным взглядом, закрывающий лицо сына огромной рукой, чтобы он не видел, кто его убьёт. И чтобы не видеть его глаз. В этом читается не рвение религиозного фанатика, а боль и даже как будто удивление, что он должен принести в жертву собственного ребёнка. Но он сделает это, потому что верит, что так надо. В последнюю минуту ангел остановил его, мягко схватив за руку и старик изображён в полуповороте, а его пальцы, выпустившие детально прорисованный кинжал, всё ещё напряжены.
Но мы, зрители, выдыхаем с облегчением. В Эрмитаж картина попала в 1779 году, благодаря покупке коллекции премьер-министра Англии сэра Роберта Уолполла. Здесь он в полной мере использовал свой талант смешивать божественное и земное с помощью игры с тенями и светом, которые оживляют его работы и подчёркивают самое главное. Ввзгляд сразу же падает на мирно спящего в колыбели младенца. Потом на мать, поправляющую его одеяло. Лицо молодой женщины светится заботой и любовью — в прямом смысле слова светится. Дальше взгляд перебегает на тёмную, скрытую тенями, фигуру мужчины. И всё это, будто выхваченная сценка из обычного вечера самой простой голландской семьи.
Ничего не говорит о том, что перед нами — Мария с Иисусом, кроме спускающихся с левого угла картины ангелочков.
Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. Рембрандт очень трепетно любил свою жену Саскию ван Эйленбюрх и очень часто писал ее на своих полотнах. Полотно не покидало стен его дома вплоть до аукционной распродажи всего его имущества в 1656 году. Исследователи-искусствоведы терялись в различных догадках, почему сходство с Саскией на этой картине не было так очевидно, как на других полотнах мастера этого периода. Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества. Только в середине прошлого века с появлением рентгеноскопии реставраторам удалось приоткрыть завесу этой тайны. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги.
Интересные факты Даная или нет? Название картине было присвоено только в первой половине XX века. Историк и теоретик искусства Эрвин Пафонский заметил, что падающий на Данаю свет стал заменой золотому дождю. Над ложем изображён Эрот — спутник Афродиты, олицетворяющий любовное влечение. О намёке на Зевса говорят и орлы, выступающие в роли ножек кровати. Картина перерисована Окончательно связь картины с греческим мифом выявило рентгеновское исследование. Подтвердилось изначальное присутствие золотого дождя. Взгляд и ладонь Данаи были направлены вверх.
Лицо Эрота выражало веселье. Кто модель? Исправлению картины предшествовала личная драма. Согласно основной версии, образ героини списан с молодой жены автора — Саскии ван Эленбрюх. Но девушка умерла в 1642 году. Позже в жизни Рембрандта появилась Гертье Дикс. Стилевой анализ показал, что работа над картиной была возобновлена в период с 1646 по 1647 год. Поэтому в образе Данаи запечатлены две любимые женщины художника.
В качестве своеобразной отсылки в своей супруге художник использовал обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки героини. Такая вольность не соответствовала ни античным, ни христианским традициям, поскольку Даная не была замужем. Возможно, художник поместил на картину и себя. Так, служанка носит характерный берет, а в руках она держит ключи — мужской символ.
Историки утверждают, что на этот шаг живописец решился из-за скандала, который ему устроила одна из его любовниц Гертье Диркс, которая ревновала его к покойной супруге. После ссоры Рембрандт изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме. Ненастоящий художник? Рембрандт был не в состоянии удачно нарисовать лошадь Подробнее Без сожаления Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством.
Многоликая Даная
Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх. Спустя годы Рембрандт создаст «Данаю» – полотно, которое станет одним их самых значительных его произведений на мифологические сюжеты. Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво. Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа.
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты
На самом деле, они преспокойно лежали в спецхране Эрмитажа. Многие советские музейщики знали о несекретном секрете. Зарубежные специалисты тоже догадывались, но ничего не говорили, чтобы не подставлять коллег. Эдгар Дега. Площадь Согласия. По словам Пиотровского, проект «Неведомые шедевры» должен был «превратить политический скандал в художественную сенсацию». Экспозиция действительно произвела фурор, на неё съезжались со всего мира. Распродажа Эрмитажных картин Каждый поклонник прекрасного хватается за сердце, когда вспоминает о проданных большевиками Тициане, Яне Ван Эйке, Рембрандте, Рафаэле и Боттичелли. Некогда все могли наслаждаться «Поклонением волхвов» итальянского мастера в Петербурге, а теперь нам остаётся только ехать за ним в Италию, в галерею Уффици. То же самое можно сказать ещё о 2879 картинах, разбросанных по всей Европе.
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Начались из-за того, что у советского правительства не хватало денег на закупку техники и строительство заводов. Пополнять бюджет решили за счёт музейных коллекций. Распродажей всемирного наследия занималось агентство Внешторга «Антиквариат». Инициаторы сулили руководству баснословную выручку, но жестоко ошиблись.
Несмотря на экстренные меры, красочный слой был частично утрачен, и «Даная» ушла на реставрацию, которая длилась почти 12 лет. Действие Бронюса Майгиса удивили специалистов. Его нельзя было назвать одержимым какой-то манией, и первые экспертизы признали его здоровым. Тем более что поначалу он говорил, что совершил нападение на картину в рамках политического протеста, против оккупации Литвы Советским Союзом перед Второй мировой войной. Затем он сделал акцент на том, что его всегда раздражали развратные картины и он чувствовал необходимость уничтожить эти публичные образцы разврата, каковой является обнаженная Даная. У следователей были сомнения, поэтому пришлось отправиться на родину преступника. Оказалось, Майгис не окончил даже школу.
Хотя не всех мы допустили к работе с «Данаей», и были разные мнения, что с ней делать. Да, кое-кто из специалистов поговаривал, что никакой настоящей «Данаи» нет, что мы всю ее переписали заново. Но этого как раз не было. Я уже сказал, каким путем мы шли. Возникает вымысел, а потом говорится, что все основано на документальном материале. Я ведь очень хорошо помню: за неделю до того, как я стал директором Эрмитажа, в газете было опубликовано интервью с умирающим вором, который утверждал, что почему-то именно наши «голландцы» все проданы в Аргентину. И знаете, что в первую очередь сделали работники Счетной палаты? Они пошли проверять, на месте ли наши «голландцы». Выяснилось, что на месте... Стереотип «у них все украдено» существует среди воров и темных антикваров. Они утверждают, что в музеях никто ничего не понимает и вообще «они еще хуже, чем мы». И этот вот мотив проходит и в книге Константинова, и в фильме. Якобы воры заботятся о культурном наследии, а искусствоведы — нет. Может быть, искусствоведы и не все заботятся, но воры не заботятся — уж точно. Было непорядочно показывать его в преддверии выборов, это воспринималось как политический жест. Еще одна претензия вот какая. Если город называют бандитским, то, наверное, в ответ следует создавать сагу о бандитах, как в Чикаго. Но почему эта сага создается за счет репутации порядочных людей? Будто они не лучше бандитов, а бандитизм романтизируется. Жанрово картина не получилась, и вышло так, что фильм гадит в собственном доме. К нам обращались с просьбой о съемках в Эрмитаже. Мы не разрешили, у нас нельзя снимать игровое кино. И Кирилл Юрьевич Лавров мне говорил, что собирается в этой картине сниматься. Меня это не волновало, хотя историю я знал. Ну фильм и фильм. Кто же мог предположить, что он станет орудием политической технологии. Неким фактом о том, какой плохой Петербург. Вообще в нынешней жизни надо быть очень осторожным.
После службы в Советской Армии он работал в том числе на радиозаводе. Там у него возникли проблемы со зрением. Он уволился и стал жить у знакомых в подсобке, хлопоча о пенсии. Он был склонен к пространным рассуждениям, в которых сплетались самые разные темы — и идеи национализма, и борьбы с растущим растлением общества. В каморке у Майгиса были действительно обнаружены репродукции «Данаи» и ряда других картин, которые, правда, находились в московских музеях. Оказывается, у него было несколько вариантов своей акции и в Ленинград он поехал потому, что были билеты на поезд. Майгис в итоге отправился в психиатрическую клинику в Черняховске, где спокойно, без каких-либо эксцессов просидел до 1992 года.
История о том, как копия спасла оригинал
Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. "Даная" и другие картины Рембрандта, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. По иронии судьбы "Даная" Рембрандта была куплена вместе с "Данаей" Тициана. Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его.
Воскрешение “Данаи”
Драма наготы. «Даная» Рембрандта ван Рейна | | 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. |
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации | "Даная" перенесла покушение вандала в 1985. |
Даная Рембрандта - история, главная загадка картины | Клиника Эксперт | Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. |
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты
По иронии судьбы "Даная" Рембрандта была куплена вместе с "Данаей" Тициана. Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов. Документальный фильм рассказывает о покушении на картину Рембрандта "Даная" в Эрмитаже и об истории ее восстановления. картина голландского художника Рембрандта, которая создана в период 1636-1647 годы. Спустя годы Рембрандт создаст «Данаю» – полотно, которое станет одним их самых значительных его произведений на мифологические сюжеты. На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла.
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
В результате непорочного зачатия на свет появился Персей. Рождение младенца не осталось незамеченным. Реакция «счастливого» дедушки последовала незамедлительно: служанку за халатное отношение к своим обязанностям казнили. Вместо медного дома под землёй — тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море.
Внимательный поклонник творчества Пушкина проведёт очевидные аналогии между невзгодами Данаи и злоключениями оболганной царицы в «Сказке о царе Салтане», которую вместе с сыном Гвидоном посадили в деревянную бочку и отправили на верную смерть в морскую пучину. Александр Сергеевич мог познакомиться с мифом о дочери Акрисия во время учёбы в Лицее благодаря великолепному педагогу и знатоку античной истории и культуры Николаю Федоровичу Кошанскому. Избежать гибели Акрисию не удалось, так как Даная и Персей выжили.
На одном из спортивных состязаний, где царь присутствовал в качестве зрителя, Персей случайно угодил в деда спортивным снарядом. Сюжет этого мифа использовался в мировой живописи неоднократно, но именно работа Рембрандта отличается от всех прочих неканоническим изображением главной героини и вызывает массу вопросов. Практически каждый из фрагментов картины может иметь неоднозначное толкование.
Согласно традиционной версии, лежащая на кровати обнажённая женщина изображена в момент пробуждения. Несмятое ложе — символ невинности, как и кольцо с изумрудом на пальце. Подземная келья заполнена золотистым светом, беспрепятственно проникающим сквозь отдёрнутый служанкой полог.
Рука женщины, простёртая навстречу сиянию, будто приветствует новую жизнь и счастье, с ней входящее. На губах её улыбка, одновременно невинная и чувственная. Повсюду мерцающие блики: на бархатной скатерти, на тяжёлых складках полога, на сброшенных на пол изящных туфельках, словно на них попали брызги золотого дождя.
Именно отсутствие явных признаков последнего стало причиной сомнений не одного поколения искусствоведов. А Даная ли на ней изображена? Известно, что некоторые фрагменты картины Рембрандтом переписывались, в результате чего претерпел изменения внешний облик Данаи.
Многие детали шедевра вызывают недоумение. Кто позировал художнику? Почему рыдает Купидон? Отчего безымянный палец незамужней Данаи украшает обручальное кольцо? Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. Супруга часто выступала моделью для художника, в том числе и для «Данаи». Но на этом шедевре ее черты гораздо менее узнаваемы, чем на других.
Дело в том, что для картины позировали две женщины. Их образы художник и попытался совместить в фигуре древнегреческой царевны. Одной из этих дам действительно была Саския, а второй — служанка и кормилица единственного сына художника Гертье Диркс. Диркс, которая стала любовницей Рембрандта после смерти Саскии, была невероятно ревнива.
Или же это может быть жест, выражающий определенные эмоции — удивление, ощущение неожиданности, интерес. Интересу Данаи сопутствует также старая служанка, смотрящая в том же направлении и, вероятно, тоже что-то увидевшая. Фоновое пространство — фон, занавес. На нем уже видна игра света от приближающегося золотого дождя — Зевса. Картина очень красочная и выразительная. Блистательно написано обнаженное тело Данаи, ее душевное состояние. Очень хороша темно-красная скатерть в правой части композиции, как бы заставляющая вспыхивать все остальные цветовые пятна.
Диск влетел в голову Акрисия. Персей недаром был героем. Броски у него были сильные. Шансов у деда не было. Вообще, к этому мифу обращались многие мастера эпохи Возрождения. Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс. Этому способствовало и то, что золото стало ассоциироваться с продажными женщинами. Поэтому на картинах художников фигурировали модели в эротичных позах и большое количество золотых монет. Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию. В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя. Есть только свет. Художник заменил поток монет чем-то куда более неуловимым и эфемерным. Сейчас мы привыкли к отретушированным, идеализированным стандартам красоты. Нагое тело стало привычным. Но есть большая разница между «нагим» и «голым». Первое предполагает искусственность, постановочность. Оно выражает равнодушие к взглядам созерцателей. Второе — это незащищенность, уязвимость, смущение и желание. Одежды нет не только на теле. Мы видим и душу модели. Но она естественна. Создается ощущение, что мы стали случайными свидетелями происходящего. Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то. Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё.