Новости что такое электронное голосование на выборах

До 13 сентября продлится прием заявлений избирателей Курской области для дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы, Курской областной Думы и местных выборах. Повышенный интерес политологов вызывает исследование проблем электронного голосования, влияния электронного голосования на политическое участие и легитимность выборов. В ходе осенних выборов мэра Москвы в 2023 году на каждом участке можно будет голосовать с помощью электронных терминалов (ТЭГ).

Есть ли будущее у дистанционного электронного голосования в России? Комментарий Георгия Бовта

ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily В пояснительной записке указывается, что "опыт применения дистанционного электронного голосования на выборах в 2019-2021 годах в экспериментальном режиме указывает на необходимость установления основных принципов и параметров проведения такого.
Что такое ДЭГ и как оно работает? Дистанционное электронное голосование на президентских выборах 2024 года пройдет в 29 регионах, соответствующее постановление приняли члены ЦИК.

Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно

В итоге дистанционно будут выбирать: Губернаторов Московской, Нижегородской, Воронежской, Новосибирской, Псковской областей и Алтайского края. Депутатов местных парламентов Архангельской, Владимирской, Ярославской, Курской, Белгородской, Калининградской, Тульской, Свердловской и Челябинской областей, Ненецкого автономного округа и Пермского края, а также Крыма и Липецкой области довыборы в одномандатных округах. Дистанционное голосование может пройти также на выборах в органы местного самоуправления в Чувашии, Томской области и на выборах депутатов Оренбургского горсовета. Всего проголосовать удалённо потенциально смогут 20,6 млн человек, сказала Памфилова.

Что такое ДЭГ и как оно работает Первый эксперимент с дистанционным электронным голосованием провели в России 8 сентября 2019 года в Москве в ходе выборов депутатов городской думы. Фишка ДЭГ в том, что можно голосовать откуда угодно, не приходя на избирательный участок. Не нужны и бумажные бюллетени.

Зашёл на «Госуслуги», подал заявление и в день выборов отдал свой голос — всё.

Сроки проведения электронного голосования Вы можете уточнить в Вашем Организационном комитете или Региональном отделении Партии.

Как подать заявление через портал Госуслуг Принять участие в общероссийской тренировке системы ДЭГ может гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства на территории России, с подтвержденной учетной записью на Госуслугах и обладающий активным избирательным правом. Шаг 1. Войдите в личный кабинет Для участия в общероссийской тренировке дистанционного электронного голосования авторизуйтесь на портале Госуслуг и перейдите на форму подачи заявления Шаг 2. Подайте заявление Заполните необходимые поля, проверьте данные и подайте заявление вы можете подать заявление, если: на день голосования вы достигните возраста 18 лет у вас есть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг ваши данные сопоставлены с данными регистра избирателей, участников референдума ЦИК России Подтвердить учетную запись можно лично в центре обслуживания или онлайн, если вы клиент одного из банков-партнёров Шаг 3.

Отдать свой голос можно как онлайн с 08:00 8 сентября до 19:59 10 сентября, так и в обычном формате — на избирательном участке. Они будут открыты с 08:00 до 20:00 все три дня. Проверить доступ к электронному голосованию поможет сервис на mos.

В этом году на участках будут установлены специальные терминалы, с помощью которых также можно отдать свой голос электронно. Для доступа к голосованию человек должен быть в электронном списке избирателей, который содержит данные обо всех избирателях Москвы и обновляет информацию в режиме реального времени. Как только конкретный человек получает бюллетень — бумажный или электронный, отметка об этом появляется в списке, поэтому проголосовать повторно любым способом не получится. Электронные токены во время процедуры разделения ключей шифрования для публичного тестирования системы дистанционного электронного голосования ДЭГ в Центральной избирательной комиссии РФ.. Анонимайзер начинает действовать сразу, как только пользователь открывает бюллетень. Он скрывает личность избирателя даже от самой системы. Благодаря ему ни наблюдатели, ни администраторы не могут увидеть, кто и как проголосовал. В самом бюллетене также нет номера или персональных данных избирателя, по которым можно было бы установить его личность.

Электронное голосование

Ранее председатель Памфилова заявляла, что дистанционное электронное голосование может быть применено в 20-25 регионах РФ в ходе выборов 2023 года. Дистанционное электронное голосование проводят, используя специальное программное обеспечение. Дистанционное электронное голосование На выборах Президента проголосовать онлайн с помощью платформы смогут жители 28 регионов страны. Электронное голосование — термин, определяющий различные виды голосования, охватывающий как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка.

Электронное голосование пройдёт на выборах в сентябре в 24 регионах РФ

Чем опасно электронное голосование? Трехдневное голосование, а также дистанционное электронное голосование (ДЭГ) вызывает «рабочие вопросы», сказал представитель партии «Родина» Никита Габов.
Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно В ходе выборов депутатов Госдумы, прошедших в прошлом году, участникам дистанционного электронного голосования предоставлялась функция «отложенное решение», позволяющая изменить свой выбор в течение дня.

Электронное голосование: как выбрать президента онлайн?

1. Внедрение инструментов электронного голосования постепенно изменит привычную для ряда групп избирателей модель поведения на выборах, референдумах, голосованиях и опросах. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным. Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 – это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах депутатов. Необходимо рассмотреть дистанционное электронное голосование на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы России, которое проводилось в сентябре 2021 года.

Как проголосовать онлайн

Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав» дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это голосование без применения бумажного бюллетеня, с помощью специального программного обеспечения. Чтобы принять участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) через Госуслуги, перейдите на сайт и следуйте инструкции. В документе говорится, что дистанционное электронное голосование — это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. добавили в ЦИК. Когда системы электронного голосования подвергаются внешним аудитам безопасности, то часто выясняется, что они могут быть уязвимы перед вмешательством в процесс голосования и регистрации.

Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно

Консультировать избирателей, которые не могут зарегистрироваться или захотят получить уточняющую информацию, будет робот Макс. Как будут считать голоса В марте 2024 года подсчитывать голоса онлайн-избирателей будут в два этапа, пишет "Парламентская газета". По ее данным, в 20:00 завершатся выборы во всех регионах, кроме Калининградской области, и сразу начнется подсчет голосов. В 21:00 ЦИК планирует разместить итоги дистанционных выборов в большинстве субъектов, а затем посчитает результаты в Калининградской области. Организацией дистанционного электронного голосования в Москве займется Мосгоризбирком. Наблюдатели от кандидатов, их доверенных лиц, партий и общественных палат От каждого кандидата и его доверенных лиц могут назначить по три наблюдателя за электронным голосованием, сообщила председатель Центризбиркома Элла Памфилова на заседании ЦИК 20 декабря 2023 года. Они вправе присутствовать в Общественной палате России, в территориальной избирательной комиссии, наблюдать за ее работой, получать копии протоколов и знакомиться со списками участников онлайн-выборов. Списки наблюдателей следует направить в территориальную избирательную комиссию ДЭГ не позднее чем за три дня до голосования. За ДЭГ можно будет наблюдать также на портале для голосования. Таких контролеров назначат зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, политические партии, выдвинувшие своих представителей на пост президента, региональные отделения партий, избиркомы регионов, общественные палаты разных уровней, пишет издание. История применения электронного голосования в России Первое применение ДЭГ в Москве в 2019 году Впервые дистанционное электронное голосование было применено в единый день голосования, 8 сентября 2019 года, в Москве — тогда выбирали депутатов городской думы.

Оно проводилось в качестве эксперимента на основе регионального закона от 22 мая 2019 года и федерального закона от 29 мая 2019 года оба документа называются одинаково — "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва". По данным ЦИК, возможностью электронного голосования воспользовались 10,2 тысячи избирателей из 11,2 тысячи, подавших заявления. Принятие поправок в законодательство 23 мая 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в частности, были внесены поправки в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года. Документ разрешил использовать дистанционное электронное голосование при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта РФ и местного референдума. В тот же день был подписан федеральный закон "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве".

В ряде стран Европы проводили эксперименты с интернет-голосованием на выборах разного уровня, в частности во Франции, Швеции, Германии. Но от массового перехода к такой форме все же пока воздержались. Швейцария пыталась внедрить систему удаленного голосования через интернет в 2019 году, но потом заморозила проект из-за «критических уязвимостей в исходном коде системы». От самой идеи не отказались и собираются вернуться к ней теперь уже в 2022 году. Пока дистанционно там голосуют экспаты, как и в ряде других европейских стран. В Канаде дистанционное интернет-голосование проводится в ряде провинций на местных выборах. В то же время во многих странах имеется система электронного голосования, которая от нашей дистанционной отличается прежде всего тем, что избиратели голосуют электронным способом на избирательных участках, а не дома. В век цифровых технологий онлайн-голосование со временем станет всеобщей практикой. В России для того, чтобы люди поверили в честность и объективность такой системы, властям еще предстоит проделать большую разъяснительную работу. То обстоятельство, что наша страна идет почти впереди всей планеты по этой части, пока лишь у части общества вызывает гордость за наши технологии и уверенность в том, что они используются во благо. Тогда как у другой части по части благонамеренности разработчиков системы онлайн-голосования есть вполне определенные опасения.

Дистанционное электронное голосование — опасная «дубина» и «афера» буржуазной власти Заявление Бюро Московского городского комитета КПРФ Мы, делегаты и гости конференции, считаем, что проведённые в 2019, 2021 и 2022 годах выборы депутатов Мосгордумы, Государственной Думы VIII созыва и депутатов местного самоуправления Москвы с использованием системы дистанционного электронного голосования ДЭГ наглядно доказали отсутствие гарантий прозрачности проведения процедуры выборов и подсчёта итогов волеизъявления граждан, а также невозможность объективного выявления победителей в избирательной гонке. Скандальное переписывание результатов реального голосования на «живых» участках и лишение очевидной победы кандидатов от КПРФ прочно закрепило за электронным голосованием репутацию нового способа искажения итогов выборов, подконтрольного лишь узкой группе «программистов и спецслужбистов». Избирательный процесс в столице оказался подчинён органам исполнительной власти, в частности органу Правительства Москвы — Департаменту информационных технологий ДИТ города Москвы, который даже законодательно не уполномочен осуществлять подготовку, организацию и проведение голосования. Сегодня ДЭГ — это своего рода электоральная «дубина» в руках олигархической власти, позволяющая «выколачивать» нужный результат, когда не получается это сделать посредством обычного применения административного ресурса. Департаментом информационных технологий Москвы и Центризбиркомом в нарушение закона не предоставляется доступ к документации о системе электронного голосования даже депутатам федерального парламента, нагло и цинично попираются ключевые принципы выборов — гласность, прозрачность, достоверность. Система ДЭГ юридически надлежащим образом не проработана и нарушает базовые принципы проведения выборов в РФ, прописанные в федеральном законе 67-ФЗ. Есть серьёзные вопросы к технологическому и техническому обеспечению. При проведении ДЭГ функции аутентификации и идентификации избирателя, изготовления и выдачи избирателю «электронного бюллетеня», хранение, подсчёт бюллетеней осуществляет ДИТ, что однозначно представляет прямое вмешательство в выборный процесс не уполномоченной на то организации. Более того, фактически ДЭГ неподконтролен системе избирательных комиссий, но подконтролен департаменту правительства Москвы, руководителем которого является действующий столичный градоначальник. То есть электронное голосование организует структура, подчинённая одному из кандидатов на выборах! Система ДЭГ не застрахована от иностранного вмешательства. Применение созданных за рубежом электронных устройств не даёт гарантий от вмешательства враждебных стран в избирательный процесс.

Все они будут голосовать на федеральной платформе ДЭГ. Помимо перечисленных регионов, ДЭГ проведет Москва на собственной платформе. В Белгородской области впервые в дистанционно-электронном голосовании при проведении выборов в Совет депутатов городского округа примет участие Новооскольский городской округ.

На выборах мэра в Москве этой осенью можно будет проголосовать через электронные терминалы

Его можно отозвать, если передумаете. Обратите внимание, что данные в учётной записи должны совпадать с данными регистра избирателей ЦИК России. Какие ещё сервисы доступны избирателям Для тех, кто в день голосования будет далеко от дома, на Госуслугах работает сервис «Мобильный избиратель».

А ещё она обеспечивает тайну голосования. Система использует российскую блокчейн-платформу Waves Enterprise. Блокчейн-технология позволяет хранить зашифрованные голоса избирателей в неизменном виде. То есть на них, как утверждается, не может повлиять никто — ни сам разработчик, ни киберпреступник. Информация о результатах голосования шифруется с помощью специального ключа. Его загружают в блокчейн во время специальной процедуры, проходящей в территориальной избирательной комиссии ТИК ДЭГ ещё до начала голосования.

По итогу результаты нужно расшифровать. Для этого создают другой специальный ключ и разделяют его на несколько частей.

Сегодня преобладает мнение, что присутствие на выборах наблюдателя повышает легитимность и прозрачность. Это чек-лист, изложенный понятным языком, где по пунктам расписано, на что необходимо обращать внимание при наблюдении за ДЭГ людям без специализированных технических знаний. Есть возможность и очного, и дистанционного наблюдения за ДЭГ». Защита результатов «21,5 млн избирателей будут иметь возможность поучаствовать в ДЭГ. Очевидно, что в Единый день голосования будут предприниматься попытки хакерских атак.

Были проведены тесты, внедрены новые системы безопасности, чтобы попытки провокаций остались попытками», — рассказал Александр Асафов, первый заместитель председателя комиссии Общественной Палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов. Удобство голосования «Многодневное голосование стало частью нашей политической реальности. Регионы массово выбирают трехдневный формат голосования. Во-первых, желание и потребность избирателей, во-вторых, современные тренды развития электоральных процедур; и в-третьих, технологические аспекты», — считает политолог Анна Федорова. У людей появляется больше возможностей реализовать свое право на политическое участие», — отметила она. Само представление о выборах, что это один день, когда нужно физически куда-то пойти и положить в физическую урну физическую бумажку — очень архаичное», — рассуждает политолог. Я ни одного не вижу.

Традиционно власть обвиняют в том, что она сушит явку. Сейчас власть говорит — хорошо, давайте три дня голосовать, доводите до участков всю свою аудиторию. И все равно не так. Многодневное голосование — это удобная, востребованная массовым избирателем процедура, повышающая уровень политического участия и легитимность избранных политиков», — убеждена Федорова. Стоит отметить особое место для участников СВО в списках кандидатов, в том числе — несколько кандидатов в губернаторы, непосредственно работавших Омск, Чукотка или служивших Хакасия в зоне СВО. И, конечно, волонтеры», — отметила политический консультант Мария Сергеева. И регионы к этому готовы», — добавила политолог.

Нейросети помогут партиям «Нейросети также могут серьезно помочь кандидатам.

И ещё через какое-то время был придуман математический алгоритм, который при соблюдении некоторых условий позволяет организовывать тайное голосование — очень похожее на то, которое происходит у нас на обычных выборах. У обычного голосования есть определённые требования: должна быть прозрачная урна, она запечатана, со списками избирателей и бюллетенями работает только комиссия и так далее. То есть гарантии того, что в выборы не будет вмешательства. Для математического алгоритма были придуманы такие же вещи. И их обязательно надо соблюдать, для того чтобы выборы оставались честными и тайными. Одним из требований такого математического алгоритма, называемого «протокол двух агентств», который реализует электронное голосование, является то, что одни люди должны проверять, что вы находитесь в списке избирателей, выдавать электронный аналог бюллетеня, а другие — считать голоса. И они не должны общаться между собой. Именно это даёт гарантию соблюдения тайны вашего голоса. Но проблема в том, что в системах электронного голосования, которые у нас применяют, этот «протокол двух агентств» не был реализован полностью - от него были реализованы только криптографические функции, но не организационные.

У нас и «выдачей бюллетеней», и подсчётом голосов занималось одно и то же агентство. Департамент информационных технологий в случае с Москвой и «Ростелеком» в случае с федеральной системой. В 2019 году из рассказа представителей ДИТ Москвы о том, как у них всё будет безопасно, мы поняли, что они собираются реализовывать именно «протокол двух агентств», а данные о выданных «бюллетенях» и голосах сохранять в блокчейне. Но возник вопрос: вы же одно агентство, вы легко сможете посмотреть, кто как проголосует, а ещё сравнить с порталом Mos. Тогда они сказали, что подсчёт голосов отдадут городской избирательной комиссии. Но этого не произошло, они и не собирались этого делать. Получается, что эксперты были нужны Венедиктову и Общественной палате для того, чтобы потом сказать: «смотрите, они ничего не нашли». Но во многих случаях оказывалось, что мы и не можем ничего найти, потому что нам негде искать. Условно говоря, нам надо проверить, что находится вон за той дверью, а дверь закрыта. И так было все последующие два года.

Представитель мэрии Артём Костырко нам говорил: да-да, мы откроем её на следующей неделе, ничего не мешает. Но она по-прежнему закрыта. Сейчас, после проведения более подробного исследования, даже того кусочка программного кода, который опубликован, достаточно, чтобы понять, что там были все возможности для «внутреннего нарушителя». Что персонал Департамента информационных технологий имеет возможность вмешиваться в выборы. Основное требование «протокола двух агентств» они реализовывать так и не стали. На сегодняшний день у нас нет ни одного нормального документа на эту информационную систему, который бы говорил о том, как они реализуют эти выборы. У айтишников принято публиковать код своих систем, чтобы их могли использовать или проверить. Так вот, для Москвы этот код полностью не опубликован. Самые важные, самые интересные куски, связанные с тем, как проверяется избиратель, изъяты. Если московскую систему у нас пропагандирует Венедиктов, то для федеральной системы, начиная с её появления в 2020 году, федеральная общественная палата завела своих карманных пропагандистов.

Это так называемая Партия прямой демократии, известная в народе как «танчики». Их возглавлял тогда Вячеслав Макаров, бывший директор «World of Tanks», который работал в Фонде эффективной политики - а этот фонд сейчас почти в полном составе работает в Администрации Президента. Но они больше айтишники и не такие искушённые политики, как Венедиктов. И они начали пробалтываться. Они думали, что раз эта рабочая группа при Общественной палате Москвы, то она такая же карманная, как и группа при федеральной Общественная палате, и с нами можно говорить о чём угодно. Например, они проболтались о том, что администрация президента поставила задачу реализовать электронное голосование, чтобы управлять «электоральными султанатами». И вторая задача — знать реальные результаты в этих регионах. Осенью 2021 года нас с коллегами позвали наблюдать за электронным голосованием в Эстонии, там были муниципальные выборы. Там всё значительно более открыто — и разработчики, и комиссия. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным.

Видно, что многие вещи, которые у нас реализуются, внешними признаками скопированы с эстонской системы. Но там развита электронная инфраструктура, электронные паспорта у всех граждан, наличие электронной подписи, государство не скомпрометировало себя злоупотреблениями при использовании информационных систем. У нас с этим очень плохо. В России, конечно, применяется электронная подпись, в том числе подтверждённая государством. Но у нас регулятором всей этой сферы является ФСБ: естественно, они этот бизнес под себя подмяли и то, как они к этому относятся, серьёзно останавливает развитие рынка электронной подписи. Мы вынуждены сделки с банком подписывать эсэмэской, что очень небезопасно в ряде случаев. Во-первых, голосование должно быть организовано независимой комиссией. Второе: избиратель голосует лично, в его личности вы убеждаетесь с помощью паспорта, а эти документы массово подделать сложно. Активное избирательное право проверяется по прописке, то есть даже если вас нет в списках, при её наличии вы всё равно сможете проголосовать. Сохраняется тайна голосования.

Эстонская система электронного голосования позволяет всё это реализовывать. А в чём проблема нашей системы?

Чем электронное голосование отличается от традиционного

Самая главная — многочисленные технические риски, с которыми сталкиваются организаторы ДЭГ. Сама ЦИК насчитывала порядка 200 потенциальных угроз, среди которых некорректная запись голоса избирателя, потенциальное нарушение анонимности голосования, хакерские атаки и другие. Все они могут нанести высокий ущерб избирательной системе. Платформы ДЭГ также не застрахованы от сбоев. В 2019 году платформа для онлайн-голосования в Москве зависла на несколько часов из-за проблем с шифровальным оборудованием. Проблема повторилась в 2022 году, когда пользователи платформы mos.

Наконец, оппозиционные политические силы сопротивляются использованию ДЭГ. По их мнению, механизмы учета голосов в онлайн-системе невозможно проверить, поэтому новшество создает большой простор для манипуляции выборами. Серьезный скандал случился в 2021 году, когда в Москве задержали подсчет результатов онлайн-голосования. Организаторы объяснили это большим наплывом избирателей и многочисленными случаями переголосования, но в КПРФ связали задержку с манипуляциями результатом голосования. Партия подала свыше 30 исков с требованием аннулировать итоги ДЭГ.

Однако ЦИК не нашел нарушений и отклонил все жалобы. Опросы показывают, что россияне относятся к ДЭГ неоднозначно. А как дистанционное голосование организовано за рубежом? Многие зарубежные страны в том или ином виде используют дистанционное голосование. И для них тоже характерны политические баталии вокруг это вида народного волеизъявления.

Выдвигаются и схожие аргументы: дистант повышает явку и личную безопасность избирателей, но в то же время порождает новые проблемы, которые пока остаются без решения. В этом смысле показателен пример Эстонии. Прибалтийская республика — одна из первых европейских стран, где ввели электронное голосование.

Если Вы являетесь утвержденным участником процедуры голосования, выберите свой регион для участия в голосовании. Сроки проведения электронного голосования Вы можете уточнить в Вашем Организационном комитете или Региональном отделении Партии.

На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и или региональные государственные информационные системы.

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок дистанционного электронного голосования утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации с днями голосования на иных выборах и или референдумах указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, участвующих в дистанционном электронном голосовании. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием федеральных государственных информационных систем указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием региональных государственных информационных систем указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок с учетом требований, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи, утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. Избиратель, участник референдума, включенный в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка избирателей, участников референдума. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" в том числе с использованием специального мобильного приложения , определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.

В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается.

Выборы в России Фото: cdnstatic. Для этого на участках будут доступны как бюллетени на бумажном носителе, так и в электронном виде через специальные терминалы.

По данным Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации с 29 января по 11 марта 2024 года осуществляется прием заявлений о включении мобильных избирателей в единый список избирателей по месту нахождения. Таким образом, жители 28 регионов России имеют возможность участвовать в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , предварительно подав заявление.

Есть ли будущее у дистанционного электронного голосования в России? Комментарий Георгия Бовта

Ещё через десять лет придумали, как использовать эту технологию асимметричного шифрования для того, чтобы подтверждать источник сообщения. То есть была создана электронная подпись. Проще говоря, вы имеете закрытый «ключ», а открытый раздаёте всем подряд. Когда вы какое-то сообщение зашифровываете своим закрытым ключом, любой человек, используя открытый ключ, может убедиться, что оно зашифровано именно соответствующим ему закрытым ключом. Это и есть реализация вашей подписи. Ещё через какое-то время технология электронной подписи была развита в так называемую слепую подпись. Когда вы можете провести над сообщением такое преобразование, что будет понятно, что этот документ подписал кто-то из данного списка людей, но кто именно — неизвестно. И ещё через какое-то время был придуман математический алгоритм, который при соблюдении некоторых условий позволяет организовывать тайное голосование — очень похожее на то, которое происходит у нас на обычных выборах. У обычного голосования есть определённые требования: должна быть прозрачная урна, она запечатана, со списками избирателей и бюллетенями работает только комиссия и так далее.

То есть гарантии того, что в выборы не будет вмешательства. Для математического алгоритма были придуманы такие же вещи. И их обязательно надо соблюдать, для того чтобы выборы оставались честными и тайными. Одним из требований такого математического алгоритма, называемого «протокол двух агентств», который реализует электронное голосование, является то, что одни люди должны проверять, что вы находитесь в списке избирателей, выдавать электронный аналог бюллетеня, а другие — считать голоса. И они не должны общаться между собой. Именно это даёт гарантию соблюдения тайны вашего голоса. Но проблема в том, что в системах электронного голосования, которые у нас применяют, этот «протокол двух агентств» не был реализован полностью - от него были реализованы только криптографические функции, но не организационные. У нас и «выдачей бюллетеней», и подсчётом голосов занималось одно и то же агентство.

Департамент информационных технологий в случае с Москвой и «Ростелеком» в случае с федеральной системой. В 2019 году из рассказа представителей ДИТ Москвы о том, как у них всё будет безопасно, мы поняли, что они собираются реализовывать именно «протокол двух агентств», а данные о выданных «бюллетенях» и голосах сохранять в блокчейне. Но возник вопрос: вы же одно агентство, вы легко сможете посмотреть, кто как проголосует, а ещё сравнить с порталом Mos. Тогда они сказали, что подсчёт голосов отдадут городской избирательной комиссии. Но этого не произошло, они и не собирались этого делать. Получается, что эксперты были нужны Венедиктову и Общественной палате для того, чтобы потом сказать: «смотрите, они ничего не нашли». Но во многих случаях оказывалось, что мы и не можем ничего найти, потому что нам негде искать. Условно говоря, нам надо проверить, что находится вон за той дверью, а дверь закрыта.

И так было все последующие два года. Представитель мэрии Артём Костырко нам говорил: да-да, мы откроем её на следующей неделе, ничего не мешает. Но она по-прежнему закрыта. Сейчас, после проведения более подробного исследования, даже того кусочка программного кода, который опубликован, достаточно, чтобы понять, что там были все возможности для «внутреннего нарушителя». Что персонал Департамента информационных технологий имеет возможность вмешиваться в выборы. Основное требование «протокола двух агентств» они реализовывать так и не стали. На сегодняшний день у нас нет ни одного нормального документа на эту информационную систему, который бы говорил о том, как они реализуют эти выборы. У айтишников принято публиковать код своих систем, чтобы их могли использовать или проверить.

Так вот, для Москвы этот код полностью не опубликован. Самые важные, самые интересные куски, связанные с тем, как проверяется избиратель, изъяты. Если московскую систему у нас пропагандирует Венедиктов, то для федеральной системы, начиная с её появления в 2020 году, федеральная общественная палата завела своих карманных пропагандистов. Это так называемая Партия прямой демократии, известная в народе как «танчики». Их возглавлял тогда Вячеслав Макаров, бывший директор «World of Tanks», который работал в Фонде эффективной политики - а этот фонд сейчас почти в полном составе работает в Администрации Президента. Но они больше айтишники и не такие искушённые политики, как Венедиктов. И они начали пробалтываться. Они думали, что раз эта рабочая группа при Общественной палате Москвы, то она такая же карманная, как и группа при федеральной Общественная палате, и с нами можно говорить о чём угодно.

Например, они проболтались о том, что администрация президента поставила задачу реализовать электронное голосование, чтобы управлять «электоральными султанатами». И вторая задача — знать реальные результаты в этих регионах. Осенью 2021 года нас с коллегами позвали наблюдать за электронным голосованием в Эстонии, там были муниципальные выборы. Там всё значительно более открыто — и разработчики, и комиссия. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным. Видно, что многие вещи, которые у нас реализуются, внешними признаками скопированы с эстонской системы. Но там развита электронная инфраструктура, электронные паспорта у всех граждан, наличие электронной подписи, государство не скомпрометировало себя злоупотреблениями при использовании информационных систем. У нас с этим очень плохо.

В России, конечно, применяется электронная подпись, в том числе подтверждённая государством. Но у нас регулятором всей этой сферы является ФСБ: естественно, они этот бизнес под себя подмяли и то, как они к этому относятся, серьёзно останавливает развитие рынка электронной подписи.

Правом переголосовать воспользовались около 200 тысяч москвичей из 2 млн, выбравших такой способ волеизъявления. Это сильно замедлило подсчет голосов. Со вторым аргументом скептиков сложнее. Ведь именно после того, как были оглашены результаты интернет-голосования в Москве, проиграли несколько известных оппозиционеров-одномандатников, которые до тех пор вполне уверенно лидировали в голосовании офлайн. Тогда как у других прошедших в Думу партий такого разрыва практически не было. Защитники онлайн-голосования в свою очередь уверяют, что блокчейн, на принципах которого устроено онлайн-голосование, подделать и скорректировать в нужную сторону невозможно, к тому же все заинтересованные желающие могли получить доступ к результатам такого голосования с помощью специальных ключей и убедиться, что система чиста и честна. С другой стороны, те, кто этим воспользовался на деле, говорят, что разобраться, что там к чему, с этими ключами из 60 знаков невозможно без спецподготовки — черт ногу сломит. С третьей стороны, пока со стороны специалистов не прозвучало ни одного аргументированного доказательства того, что в системе были или хотя бы технически возможны манипуляции со стороны.

Осталось только убедить в этом же всех избирателей, часть которых заведомо скептически относятся к тому, как власти проводят выборы что офлайн, что онлайн. Что касается разных результатов голосования — то и они могут быть теоретически объяснены тем, что у единороссов и коммунистов слишком разный электорат. К тому же со стороны оппозиции была довольно сильная агитация против голосования онлайн, она призывала прийти на участки лично. Это напоминает то, как в ходе последних президентских выборов в США Трамп и республиканцы всячески выражали скепсис по поводу голосования по почте.

Во время пандемии, которая спровоцировала бурный рост онлайн-сервисов, востребованность голосования в Интернете как самой удобной, быстрой и безопасной формы участия в выборах стала очевидна.

Зачем это нужно? Дистанционное электронное голосование — это единственный способ принять участие в выборах для людей, которые находятся за пределами региона проживания. Это, например, студенты, обучающиеся в других городах, а также те, кто находится в командировке или в отпуске или просто живет не по месту регистрации. Также ДЭГ облегчает голосование пожилым и людям с ограниченными физическими возможностями, которым сложно выходить из дома. Регионы-первопроходцы В ходе сентябрьских выборов 2022 года онлайн-голосование будет использоваться в Калининградской, Калужской, Курской, Новгородской, Псковской, Томской и Ярославской областях.

Также ДЭГ будет доступно в Москве, но не во всех районах: поскольку в районе Щукино и большей части ТиНАО сроки полномочий депутатов не истекли, жители этих районов Москвы голосовать не будут. Согласно предварительным подсчетам, проголосовать онлайн имеют возможность около 10 миллионов избирателей. Как проголосовать онлайн?

Электронное голосование на думских выборах в 2021 году В 2021 году ДЭГ впервые применялось в ходе голосования на выборах в Государственную думу РФ, которое прошло с 17 по 19 сентября включительно. Электронное голосование проводилось в семи субъектах Федерации: городах Москве и Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях. Все избиратели - участники ДЭГ должны были быть зарегистрированы на портале госуслуг с подтвержденной учетной записью. Итоги ДЭГ в Москве существенно повлияли на результаты голосования как минимум в 8 из 15 столичных одномандатных округов, что вызвало критику со стороны оппозиции, чьи кандидаты в итоге не прошли в Госдуму. На выборах в столице использовалась не федеральная, а собственная платформа ДЭГ.

Результат онлайн-голосования был опубликован спустя семь часов после сборки ключа расшифрования, что превысило ожидания организаторов и вызвало дискуссии о причинах длительности процесса. Организаторы связали задержку с высокой активностью избирателей, а также с большим числом тех, кто решил воспользоваться правом отложенного голосования, которое позволяет изменить свое решение и отдать голос за другого кандидата около 300 тыс. КПРФ заявила, что не признает итоги дистанционного электронного голосования в Москве. В Пресненский районный суд столицы было подано 32 административных исковых заявления от компартии и ее депутатов, однако 10 ноября 2021 года все они были отклонены судом. Закон 2022 года о единых правилах проведения ДЭГ 11 марта 2022 года Госдума приняла законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающийся в том числе единых правил применения на выборах и референдумах дистанционного электронного голосования. В тот же день документ был одобрен Советом Федерации, 14 марта 2022 года подписан президентом РФ. Поправки были внесены, в частности, в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Что такое общероссийское дистанционное голосование

Противники ДЭГ дополнили старые доводы проблемами принуждения к голосованию и перечисления многочисленных сбоев на выборах-2019. Дистанционное электронное голосование На выборах Президента проголосовать онлайн с помощью платформы смогут жители 28 регионов страны. Дистанционное электронное голосование — это единственный способ принять участие в выборах для людей, которые находятся за пределами региона проживания. Экс-гендиректор футбольного клуба "Новосибирск". Дистанционное электронное голосование впервые будет применено на выборах президента РФ. Электронное голосование на думских выборах в 2021 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий