Телефонная радиосвязь. Информационные технологии в современном делопроизводстве Сотовая радиотелефонная связь

В истории человечества одним из первых средств связи были сигнальные костры, в Древней Греции уже применялся простейший код - костровый дым трех цветов. С помощью цветовых сочетаний можно было передавать информацию. Во времена Ньютона появились подзорные трубы, что позволило создать систему костровой связи с ретрансляторами, находящимися на расстоянии, большем 10 км. Первым устройством оптической связи считается семафорный телеграф Шаппа, появившийся в 1791 г. К 1840 г., в период наивысшего расцвета семафорного телеграфа, общая протяженность его сети составляла примерно 5000 км, она охватывала всю Европу. Самая длинная линия такого «оптического» телеграфа протяженностью 1200 км была построена в 1839 г. между Петербургом и Варшавой. Начало развитию электросвязи было положено в 1837 г., когда американским художником и изобретателем С. Морзе был создан телеграфный аппарат. Телеграфные провода, подвешенные на столбах, простирались на многие километры. В 1876 г. американским инженером А.Г. Беллом был изобретен телефон. Опыты Герца открыли перед человечеством возможность применения радиоволн для осуществления связи. Наш урок посвящен радиотелефонной связи, мы рассмотрим вопросы, связанные с радиотелефонной связью, телевидением и радиолокацией

Для этой цели А.С. Попов использовал известную всем азбуку Морзе. Именно ему удалось осуществить радиосвязь, то есть передачу информации при помощи электромагнитных волн. Она заключалась в том, что при помощи точек и тире сообщалась некая информация.

Чем же отличается телефонная радиосвязь от радиосвязи?

Радиотелефонной связью мы называем передачу информации, речи, музыки на большие расстояния при помощи электромагнитных волн. Принцип радиотелефонной связи заключается в следующем: в передающей антенне создается высокочастотный переменный электрический ток, этот ток вокруг передающей антенны создает переменное электромагнитное поле, которое распространяется в виде электромагнитных волн. Такая волна, попадая на приемную антенну, возбуждает в приемной антенне ток той же частоты, что и был произведен при излучении, и таким образом осуществляется радиосвязь, то есть при помощи электромагнитных волн. Для того чтобы обеспечить такую связь, нужны специальные устройства. Во времена А.С. Попова и Генриха Герца, который впервые осуществил излучение электромагнитной волны и ее прием, источники электромагнитных колебаний были очень слабы, и поэтому на большие расстояния электромагнитная волна распространяться не могла. Тем не менее А.С. Попову удалось осуществить связь на расстоянии более 70 километров.

В наше время радиосвязь осуществляется по всему земному шару, даже за его пределами. Вопрос с производством высокочастотных колебаний был решен в 1913 году, когда был создан генератор незатухающих электромагнитных колебаний (рис. 2).

Рис. 2. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний ()

Главной частью генератора является трехэлектродная лампа - триод, которая состоит из трех частей: анод, сетка и катод. Вот такая лампа является основной частью любого генератора незатухающих колебаний.

Рассмотрим схему устройства передатчика электромагнитных волн или передающего устройства (рис. 3):

Рис. 3. Передатчик электромагнитных волн ()

В первую очередь это генератор высокой частоты (ГВЧ), соединенный с модулятором (М), на который поступает звук от микрофона. В микрофоне механические колебания, звуковые колебания преобразуются в электрические колебания низкой частоты, и эти колебания от генератора высокой частоты и микрофона соединяются в модуляторе.

После усилителя (У) промодулированный сигнал поступает на передающую антенну, и уже этот сигнал выходит в эфир.

Слово «модуляция» означает «размеренность». Рассмотрим, как осуществляется модуляция в передающей части и из чего она состоит (рис. 4).

Рис. 4. Модуляция в передающей части ()

На первой части рисунка изображены высокочастотные колебания, по вертикали расположено напряжение (U 1), которое изменяется синусоидально и за очень маленький промежуток времени проходит очень много колебаний.

Вторая часть рисунка соответствует электрическим сигналам, которые поступают на модулятор от микрофона, это низкочастотные сигналы.

Когда в модуляции происходит объединение этих сигналов, мы наблюдаем высокочастотную составляющую, которая меняется по амплитуде в соответствии сигналам низких частот.

Этот процесс называется амплитудная модуляция .

Сегодня амплитудная модуляция - хорошо изученный и отработанный элемент, поэтому очень часто используется в радиосвязи, то есть когда мы слушаем радио, мы используем амплитудно-модулированный сигнал.

Существуют и другие способы модуляции: частотная модуляция или фазовая модуляция, они тоже нашли свое применение.

Сигнал, который мы создали, промодулировали, отправили в эфир, должен прийти к приемнику этого сигнала и, соответственно, получить звуковую частоту, которую можно было бы превратить в звук и послушать. Посмотрим, из каких же составляющих состоит приемная часть и какие преобразования происходят в этой части (рис. 5).

Рис. 5. Приемная часть ()

Приемная часть в первую очередь состоит из приемной антенны, далее детекторный приемник или детектор (Д). Сигнал, полученный антенной, поступает на детектор, где происходит процесс отделения высокочастотной составляющей от низкочастотной, в дальнейшем сигнал, соответствующий низкой частоте, усиливается в усилителе низкой частоты (УНЧ) и далее поступает на динамик, который воспроизводит звук.

Именно в детекторном радиоприемнике производятся отделения высокочастотной составляющей от низкочастотной, та самая высокая частота, которую мы получаем в генераторе, является несущей частотой. Именно на эту частоту должен быть настроен колебательный контур приемника.

Рассмотрим устройство детекторного радиоприемника (рис. 6):

Рис. 6. Детекторный радиоприемник ()

Основной частью любого радиоприемника является настроечный закрытый колебательный контур, состоящий из катушки индуктивности и конденсатора с переменной емкостью, изменяя емкость конденсатора, мы настраиваемся на нужную нам волну. Непосредственно к самому контуру присоединяется приемная антенна. Роль детектора выполняет полупроводниковый диод, сигнал поступает с большими помехами, и поэтому необходим фильтр (в данном случае это конденсатор) который не только убирает помехи, но и производит сглаживание пульсирующего тока. Далее сигнал поступает через сопротивление на динамик. Схема детекторного радиоприемника очень часто связана с вопросом: а где же берется энергия для работы приемника? Детекторный радиоприемник работает от энергии принятых электромагнитных волн, для него не нужно никакого дополнительного источника. Если антенна будет слишком короткой, то никакого сигнала мы не услышим, потому как энергия, полученная приемной антенной, будет невелика. Поэтому для устойчивой работы приемника антенна должна быть достаточно длинной. Сегодня разработаны различные системы антенн внутри самого приемника.

Обратимся к процессам, происходящим внутри приемника (рис. 7).

Рис. 7. Процессы, происходящие внутри приемника ()

На приемную антенну поступает промодулированный сигнал, который, пройдя настроечный контур, попадает на детектор, образуется пульсирующий ток, диод пропускает ток только в одном направлении, поэтому образуется лишь верхняя часть от сигнала, который приходит. Фильтр (конденсатор), каждые полпериода заряжаясь и разряжаясь, приводит к тому, что образуется сглаживание и появляется линия, которая соответствует низкочастотной составляющей. После электрического сопротивления в схеме детекторного радиоприемника мы получаем электрический сигнал, соответствующий низкочастотной составляющей. Именно этот сигнал поступает в динамик, и уже непосредственно динамик преобразует сигнал в механическую волну, которую мы называем звуком.

В вопросах телевидения ситуация похожая, только возникают дополнительные трудности - на модулятор необходим еще один сигнал, который несет информацию об изображении. Если это все соединить и послать в эфир, то телеприемник, принимая такой сигнал, должен разделить его на три части: звук, изображение и управляющий сигнал, ведь должна происходить синхронизация звука, изображения и само изображение должно быть совершенно четким.

Кроме телевидения и радиовещания, очень важное значение в нашей жизни имеет радиолокация. Радиолокация - это определение и обнаружение местоположения различных объектов при помощи радиоволн.

Радиолокация широко распространена в радиосвязи. Радиолокация осуществляется при помощи прибора - радиолокатора (радара) (рис. 8).


В радарах антенны передающая и приемная соединены вместе, радиолокатор - это комбинация приемника и передающего устройства. Работает радиолокатор в импульсном режиме (рис. 9).

Рис. 9. Принцип работы радиолокатора ()

Импульсный режим составляет одну миллионную секунды. Посылается сигнал - и радар автоматически переключается на прием этого сигнала, свойства работы радара основаны на том, что электромагнитная волна способна отражаться от поверхности. Вот этот отраженный сигнал радар и принимает в тот момент времени, когда он работает на прием. Расстояние до цели при помощи радара определяются по формуле, которую используют

при расчетах:

S = с · Δt / 2

В этой формуле представлено расстояние до цели (S), скорость электромагнитной волны (с) - величина постоянная и соответствует скорости в 300 000 км/с, время от момента подачи сигнала до момента приема сигнала, деленное пополам, так как сигнал идет до цели и обратно. Радиолокация используется не только на земле, но и в астрономии для обеспечения взаимосвязи между различными космическими телами и Землей. Определение расстояния до Луны было осуществлено с помощью радиолокатора. Был послан сигнал, получен отраженный сигнал, в результате чего уточнили расстояние от Земли до Луны.

Сегодня в астрономии радиолокация занимает свое особое место, радиоастрономия - это один из видов очень серьезных, быстроразвивающихся частей науки.

Мы рассмотрели принцип радиотелефонной связи, телевидения и радиолокацию. На следующем уроке обсудим свойства электромагнитных узлов.

Список литературы

  1. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень) - М.: Мнемозина, 2012.
  2. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. - М.: Мнемозина, 2014.
  3. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика-9. - М.: Просвещение, 1990.

Домашнее задание

  1. Дать определение радиотелефонной связи.
  2. Каков принцип работы радиотелефонной связи?
  3. Каков принцип работы радиолокатора?
  1. Интернет-портал Ucheba-legko.ru ( ).
  2. Интернет-портал All-he.ru ().
  3. Интернет-портал Femto.com.ua ().

общего пользования

а) в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должен быть указан способ предоставления абоненту сведений о всех договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенных им с оператором связи и (или) лицом, действующим от его имени, и реквизиты идентификационного модуля;

б) в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с абонентом - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) должен быть определен порядок направления ему оператором связи информации о недостоверности сведений об абоненте или о лицах, использующих выделенные абоненту - юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) абонентские номера (далее - пользователи услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя).

113. Дополнительно к обязанностям оператора связи, указанным в пункте 24 настоящих Правил, оператор связи обязан:

а) предоставлять абоненту сведения о заключенных оператором связи и (или) лицом, действующим от его имени, с абонентом договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. Предоставление указанных сведений осуществляется непосредственно абоненту с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе по адресу электронной почты, указанному абонентом в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, если абонентом избран такой способ предоставления сведений. Сведения, предоставляемые абоненту, должны содержать номер договора и дату его заключения в отношении каждого договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. Договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи определяется способ предоставления абоненту указанных сведений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанные сведения оператор связи обязан предоставлять абоненту при заключении с ним каждого нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в течение 20 дней со дня заключения им или лицом, действующим от его имени, с абонентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи;

б) информировать абонента об изменении перечня услуг подвижной связи и иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, оказываемых абоненту, путем направления абоненту короткого текстового сообщения;

в) приостановить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи по выделенному абоненту абонентскому номеру в случае неисполнения последним обязанностей, предусмотренных абзацем третьим подпункта "а" , подпунктами "б" и "в" пункта 116 настоящих Правил, а также в случае неисполнения абонентом - физическим лицом обязанностей, предусмотренных подпунктом "в" пункта 25 настоящих Правил;

г) возобновлять оказание услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту или пользователю в течение 3 дней со дня устранения абонентом (пользователем) нарушений, которые повлекли за собой приостановление оказания услуг подвижной радиотелефонной связи в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта.

113(1). Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте, а также о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), предоставленных в том числе лицом, действующим от имени оператора связи.

113(2). Проверка достоверности сведений об абоненте, а также о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществляется путем установления:

а) в отношении физического лица - фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также реквизитов документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, или код подразделения);

б) в отношении индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества (при наличии), реквизитов документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, или код подразделения), а также основного государственного регистрационного номера;

в) в отношении юридического лица - наименования (фирменного наименования) организации, места нахождения, основного государственного регистрационного номера, а также идентификационного номера налогоплательщика.

113(3). Подтверждение достоверности сведений об абоненте - физическом лице, сведений о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществляется одним из следующих способов:

а) представление документа, удостоверяющего личность;

г) использование единого портала государственных и муниципальных услуг;

д) использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

113(4). Подтверждение достоверности сведений об абоненте - юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) осуществляется одним из следующих способов:

а) представление документов, необходимых для заключения договора в соответствии с настоящими Правилами;

б) использование федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

в) использование усиленной квалифицированной электронной подписи;

г) использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

113(5). Оператор связи обязан совершить действия, указанные в пунктах 113(1) - настоящих Правил, в течение 30 дней со дня заключения договора или передачи абонентом - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) сведений о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя).

113(6). В случае неподтверждения достоверности сведений об абоненте или о пользователе услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии с требованиями Федерального закона "О связи" и настоящими Правилами оператор связи в течение 3 дней со дня получения информации о недостоверности таких сведений информирует абонента или пользователя услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) посредством направления короткого текстового сообщения о необходимости предоставления достоверных сведений об абоненте и (или) пользователе услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) в течение 15 дней со дня информирования.

114. Абонент несет обязательства по оплате оказанных оператором связи услуг подвижной связи до момента получения оператором связи уведомления об утрате идентификационного модуля.

б) при ликвидации абонента - юридического лица или прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя пользователь услуг связи такого абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) вправе обратиться к оператору связи с заявлением о заключении договора с сохранением абонентского номера.

(см. текст в предыдущей редакции)

а) в случае перенесения абонентского номера:

погасить задолженность за услуги подвижной радиотелефонной связи по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором (далее - задолженность);

предоставить новому оператору связи (оператору-реципиенту) достоверные сведения о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), содержащие фамилии, имена, отчества (при наличии), даты рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, или код подразделения), а в случае смены пользователей услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) - соответствующие достоверные сведения о новых пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) не позднее 15 дней со дня передачи им идентификационного модуля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

б) предоставлять оператору связи достоверные сведения об абоненте и (или) пользователе в течение 15 дней со дня получения от оператора связи уведомления о необходимости предоставления сведений, указание которых предусмотрено договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

в) предоставлять оператору связи в течение 15 дней со дня заключения договора достоверные сведения о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), содержащие фамилии, имена, отчества (при наличии), даты рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, или код подразделения), а в случае смены пользователей услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) - предоставлять соответствующие достоверные сведения о новых пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) не позднее 15 дней со дня передачи им идентификационного модуля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

117. Размер платы абонента за использование сохраненного абонентского номера при заключении нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера устанавливается оператором-реципиентом и не может превышать 100 рублей. При этом в случае, если абонентский номер не был перенесен в связи с отказом абонента от перенесения абонентского номера в соответствии с пунктом 148 настоящих Правил или непогашением задолженности абонента перед оператором-донором в соответствии с подпунктом "б" пункта 140 настоящих Правил, плата, внесенная абонентом оператору-реципиенту за использование сохраненного абонентского номера, абоненту не возвращается.

118. Счет, выставляемый абоненту за услуги подвижной связи, помимо сведений, указанных в пункте 41 настоящих Правил, должен содержать сведения о видах оказанных услуг подвижной связи с указанием их объема по каждому абонентскому номеру.

(см. текст в предыдущей редакции)

119. Плату за услуги подвижной связи абонент вносит тому оператору связи, с которым у него заключен договор об оказании услуг подвижной связи, в том числе и в случаях, когда он с применением идентификационного модуля, указанного в договоре об оказании услуг подвижной связи, воспользовался услугами подвижной связи другого оператора связи (роуминг), с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной связи не заключен.

119(1). На территории Российской Федерации оператор подвижной радиотелефонной связи в своей сети связи устанавливает одинаковые условия оказания услуг подвижной радиотелефонной связи каждому абоненту независимо от того, находится ли абонент в пределах территории субъекта Российской Федерации, указанной в решении о выделении такому оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный абоненту абонентский номер, или за пределами указанной территории.

120. Абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к оператору-реципиенту либо третьему лицу, предусмотренному пунктом 13 настоящих Правил, с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера (далее - заявление о перенесении абонентского номера) и предъявляемыми документами, предусмотренными разделом II настоящих Правил.

Моментом времени, на который определяется задолженность абонента (далее - момент определения задолженности), является:

24 часа 00 минут 6-го дня до даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, определенной в соответствии с пунктами 126 и настоящих Правил, - для абонентов - физических лиц;

24 часа 00 минут 26-го дня до даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, определенной в соответствии с пунктами 126 и настоящих Правил, - для абонентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

122. Информирование абонента о необходимости погашения задолженности согласно выставленному счету осуществляется в соответствии с пунктами 138 и настоящих Правил. При этом наличие или отсутствие задолженности абонента на момент определения задолженности устанавливается оператором-донором:

а) для абонентов - физических лиц, использующих оплату услуг подвижной радиотелефонной связи посредством авансового платежа, - по состоянию лицевого счета, связанного с переносимым абонентским номером;

б) для абонентов - физических лиц, использующих оплату услуг подвижной радиотелефонной связи посредством отложенного платежа, - по факту оплаты счетов, выставленных до момента определения задолженности, и по факту оплаты внеочередного счета, выставленного за период между датой выставления последнего очередного счета и моментом определения задолженности в соответствии с пунктом 121 настоящих Правил. Указанные счета выставляются по лицевому счету, связанному с переносимым абонентским номером;

в) для абонентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), использующих оплату услуг подвижной радиотелефонной связи посредством авансового платежа, - по состоянию лицевого счета, связанного с переносимым абонентским номером;

г) для абонентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), использующих оплату услуг подвижной радиотелефонной связи посредством отложенного платежа, - по факту оплаты счетов, выставленных до момента определения задолженности в отношении переносимого абонентского номера, и по факту оплаты внеочередного счета, выставленного в отношении переносимого абонентского номера, за период между датой выставления последнего очередного счета и моментом определения задолженности. Указанные счета выставляются по лицевому счету, связанному с переносимым абонентским номером.

123. Погашение задолженности осуществляется абонентом не позднее 24 часов 00 минут (московское время) 4-го дня - для абонента - физического лица и не позднее 24 часов 00 минут 11-го дня - для абонента - юридического лица до даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, определенной в соответствии с пунктами 126 и настоящих Правил.

124. В случае если после момента определения задолженности у абонента согласно счетам, выставленным в соответствии с пунктами 41 и настоящих Правил, образовалась задолженность до момента начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом, оператор-донор по истечении 30 дней, но не позднее 60 дней со дня начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера оператором-реципиентом, вправе направить этому оператору связи информацию о наличии задолженности абонента в отношении перенесенного абонентского номера с указанием срока и способов ее погашения. Срок погашения задолженности не должен превышать 10 дней.

Наличие задолженности фиксируется оператором-донором на лицевом счете, связанном с перенесенным абонентским номером.

Не позднее дня, следующего за днем получения от оператора-донора информации о наличии задолженности абонента, оператор-реципиент обязан направить абоненту информацию о наличии задолженности перед оператором-донором, о способах ее погашения и о том, что если абонент не погасит задолженность в 10-дневный срок, оказание услуг подвижной связи будет приостановлено.

В случае если абонент не погасит задолженность в 10-дневный срок, оператор-донор не позднее 60 дней со дня направления оператору-реципиенту информации о наличии задолженности абонента направляет оператору-реципиенту информацию о том, что абонентом такая задолженность не погашена. Не позднее дня, следующего за днем получения указанной информации, оператор-реципиент обязан приостановить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера. Оператор-реципиент обязан направить оператору-донору не позднее 1 дня со дня приостановления оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера информацию о таком приостановлении.

Оператор-донор не позднее 1 дня со дня погашения абонентом задолженности обязан направить информацию о погашении задолженности абонента оператору-реципиенту. Оператор-реципиент обязан возобновить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту не позднее 1 дня со дня получения информации о погашении задолженности абонента от оператора-донора.

125. В заявлении о перенесении абонентского номера указываются сведения:

а) о переносимом абонентском номере;

б) об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер - для индивидуального предпринимателя, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения, основной государственный регистрационный номер - для юридического лица);

(см. текст в предыдущей редакции)

в) о дате подачи абонентом заявления о перенесении абонентского номера;

г) о сроке начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом;

д) о решении абонента об одностороннем отказе от исполнения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором;

е) о согласии абонента погасить задолженность;

ж) о согласии абонента перейти на авансовую систему оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи, предусмотренную пунктом 137 настоящих Правил.

126. В заявлении о перенесении абонентского номера абонент вправе определить дату и время (час), когда оператор-реципиент должен начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера (далее - дата начала оказания услуг оператором-реципиентом). Оператор-реципиент должен начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера в течение 1 часа со времени, указанного в заявлении о перенесении абонентского номера.

При этом дата начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом не может быть ранее 8-го дня - для абонента - физического лица и ранее 29-го дня - для абонента - юридического лица, но в любом случае не может быть позднее 6 месяцев со дня заключения с оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.

127. В случае если абонент в заявлении о перенесении абонентского номера не определил дату начала оказания услуг оператором-реципиентом, началом оказания услуг оператором-реципиентом является определенный по усмотрению оператора-реципиента час на 8-й день - для абонента - физического лица и на 29-й день - для абонента - юридического лица со дня заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с оператором-реципиентом. Оператор-реципиент должен начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера в течение 1 часа с указанного времени.

128. В случае отсутствия технической возможности начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера в момент, определяемый в соответствии с пунктами 126 и настоящих Правил, момент начала оказания таких услуг может быть отложен, но не более чем на одни сутки. Информация об этом сообщается абоненту оператором-реципиентом в течение 3-го дня для абонента - физического лица и в течение 7-го дня для абонента - юридического лица до даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом.

Бремя доказывания отсутствия технической возможности начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера с момента, указанного в заявлении абонента, лежит на операторе связи.

129. Между оператором-реципиентом и абонентом заключается договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, составленный по форме и содержащий условия в соответствии с пунктами 22 и настоящих Правил.

130. В силу заключенного с абонентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи оператор-реципиент должен совершить предусмотренные настоящими Правилами действия для перенесения абонентского номера.

При заключении с оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи абонент дает согласие на обработку персональных данных абонента при перенесении абонентского номера, в том числе третьими лицами, а также согласие на то, что оператором-реципиентом будет приостановлено оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера в случае непогашения абонентом задолженности в соответствии с пунктом 124 настоящих Правил.

Заявление о перенесении абонентского номера прилагается к договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера.

131. Предусмотренное настоящим пунктом и пунктами 122 , , , и настоящих Правил информирование абонента оператором-реципиентом и оператором-донором при перенесении абонентского номера осуществляется в порядке, предусмотренном договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным между абонентом и соответствующим оператором связи. Если порядок информирования абонента в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи не определен, то информирование осуществляется путем направления абоненту короткого текстового сообщения в период времени с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.

Информирование абонентов оператором-донором и оператором-реципиентом при перенесении абонентского номера осуществляется по времени часовой зоны территории в соответствии с национальной шкалой времени Российской Федерации UTC (SU), в границах которой осуществляется перенесение абонентского номера. При взаимодействии таких операторов связи между собой и с оператором базы данных перенесенных абонентских номеров применяется единое учетно-отчетное время - московское.

132. Оператор-реципиент не позднее дня, следующего за днем заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, направляет запрос о переносимом абонентском номере оператору базы данных перенесенных абонентских номеров.

133. Оператор базы данных перенесенных абонентских номеров направляет в течение 1 часа со времени получения запроса, указанного в пункте 132 настоящих Правил, оператору-реципиенту информацию о получении запроса и дате последнего перенесения абонентского номера (в случае если абонентский номер ранее переносился). В случае если до окончания процедуры перенесения абонентского номера оператором базы данных перенесенных абонентских номеров получены новые запросы от нескольких операторов-реципиентов, то по этим запросам оператор базы данных перенесенных абонентских номеров направляет в течение 1 часа со времени получения запроса операторам-реципиентам информацию о невозможности перенесения абонентского номера.

134. В течение 1 дня со дня получения от оператора базы данных перенесенных абонентских номеров информации, указанной в пункте 133 настоящих Правил, оператор-реципиент информирует абонента о том, что абонентский номер подлежит перенесению, или о невозможности перенесения абонентского номера в связи с нарушением пункта 152 настоящих Правил. В случае невозможности перенесения абонентского номера права и обязанности по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи между абонентом и оператором-реципиентом не возникают и такой договор подлежит прекращению.

135. Оператор-реципиент обязан не позднее 24 часов 00 минут 1-го дня, следующего за днем направления оператору базы данных запроса, указанного в пункте 132 настоящих Правил, направить оператору-донору сведения, предусмотренные пунктом 125 настоящих Правил, копию заявления о перенесении абонентского номера, а также сведения о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между абонентом и оператором-реципиентом. Направление указанных сведений и копии заявления о перенесении абонентского номера является надлежащим уведомлением оператора-донора о решении абонента об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, в части перенесенного номера.

Оператор-донор не вправе требовать представления иных документов и сведений, кроме заявления, а также отказывать в перенесении абонентского номера в связи с отсутствием иных документов и сведений или отсутствием в заявлении сведений, не предусмотренных пунктом 125 настоящих Правил.

Обмен сообщениями и документами между оператором-реципиентом и оператором-донором осуществляется через базу данных перенесенных абонентских номеров в соответствии с порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области связи.

136. Оператор-донор не позднее 24 часов 00 минут 2-го дня - для абонента - физического лица и не позднее 24 часов 00 минут 3-го дня - для абонента - юридического лица со дня поступления сведений, указанных в пункте 125 настоящих Правил, обязан направить оператору-реципиенту сведения:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) о наличии на момент подачи абонентом заявления о перенесении абонентского номера договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием переносимого абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом;

б) о принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер;

в) об отсутствии приостановления оказания услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с пунктом 121 настоящих Правил за услуги, оказанные с использованием переносимого абонентского номера, по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в том числе по перенесениям данного абонентского номера, имевшим место ранее.

137. Со времени поступления сведений, указанных в пункте 135 настоящих Правил, оператор-донор вправе перевести абонента на авансовую систему оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи.

138. Оператор-донор информирует оператора-реципиента о наличии задолженности абонента, инициировавшего перенесение абонентского номера, в следующем порядке:

а) в отношении абонентов - физических лиц сведения о наличии задолженности сообщаются оператором-донором оператору-реципиенту до 9 часов 00 минут в 5-й и в 3-й дни до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом;

б) в отношении абонентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) сведения о наличии задолженности, установленной в соответствии с пунктом 121 настоящих Правил, сообщаются оператором-донором оператору-реципиенту до 9 часов 00 минут в 24-й и в 7-й дни до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом. При этом оператор-донор обеспечивает возможность получения абонентом указанного в подпункте "г" пункта 122 настоящих Правил внеочередного счета не позднее 24-го дня до даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом.

138(1). Задолженность определяется по состоянию на 00 часов 00 минут того дня, который указан в пункте 138 настоящих Правил как срок информирования о состоянии задолженности.

139. Оператор-реципиент информирует абонента о необходимости погашения задолженности, указанной в пункте 138 настоящих Правил, и о том, что перенесение абонентского номера не будет осуществлено в случае, если абонент не погасит эту задолженность до 24 часов 00 минут (по московскому времени) 4-го дня - для абонента - физического лица и до 24 часов 00 минут (по московскому времени) 11-го дня - для абонента - юридического лица до даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом. Указанная информация направляется абоненту в 5-й и 4-й дни - для абонента - физического лица и в 24-й и 11-й дни - для абонента - юридического лица до даты начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом.

140. Перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) заключение между абонентом и оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера;

б) отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной радиотелефонной связи перед оператором-донором, установленной в соответствии с требованиями пунктов 121 и настоящих Правил;

в) получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом;

г) получение оператором-реципиентом сведений о подтверждении принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер;

д) получение оператором-реципиентом информации от оператора-донора о том, что оказание услуг подвижной радиотелефонной связи не приостановлено абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с

142. Оператор-реципиент на 3-й день - для абонента - физического лица и на 7-й день - для абонента - юридического лица до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом обязан уведомить абонента о предстоящем перенесении абонентского номера в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера или о невозможности осуществления перенесения абонентского номера с указанием нарушенных условий, предусмотренных пунктом 140 настоящих Правил. В случае невозможности перенесения абонентского номера права и обязанности по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному между абонентом и оператором-реципиентом, не возникают и договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи прекращает свое действие в части обязательств, связанных с оказанием услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием переносимого абонентского номера.

143. Оператор-реципиент в день, предшествующий дате начала оказания услуг оператором-реципиентом, информирует абонента о том, что на дату начала оказания услуг оператором-реципиентом для получения услуг подвижной радиотелефонной связи необходимо вставить в абонентское устройство новый идентификационный модуль, полученный абонентом при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с оператором-реципиентом, и о том, что с даты начала оказания услуг оператором-реципиентом могут возникать технологические перерывы в оказании услуг, указанные в пункте 144 настоящих Правил.

144. Технологический перерыв в оказании абоненту услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера с даты начала оказания услуг оператором-реципиентом может составлять не более:

В случае если по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, выделено несколько абонентских номеров, такой договор прекращает свое действие только в отношении перенесенного абонентского номера.

147. В случае нарушения срока начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера более чем на 24 часа информация о таком нарушении не позднее 1-го дня со дня фактического начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи направляется оператором-реципиентом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи.

148. Перенесение абонентского номера отменяется при подаче абонентом заявления об отказе от перенесения абонентского номера оператору-реципиенту или оператору-донору.

149. В случае получения абонентом информации о перенесении абонентского номера при отсутствии заявления о перенесении этого абонентского номера абонент вправе отменить перенесение абонентского номера путем дистанционного обращения в центр обслуживания оператора-донора или оператора-реципиента при условии прохождения абонентом процедуры авторизации, установленной оператором связи для совершения действий, связанных с изменением условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, либо путем подачи оператору-донору или оператору-реципиенту заявления.

150. Перенесение абонентского номера может быть отменено не позднее чем за 2 дня до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом. При отмене перенесения абонентского номера:

а) оператор-донор продолжает оказание абоненту услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием абонентского номера, перенесение которого отменено;

б) договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенный между абонентом и оператором-реципиентом, в отношении неперенесенного абонентского номера прекращает свое действие.

151. Оператор-реципиент или оператор-донор в течение 1 дня со дня поступления заявления об отказе от перенесения абонентского номера сообщает оператору-донору или оператору-реципиенту, а также оператору базы данных перенесенных абонентских номеров о прекращении процедуры перенесения абонентского номера.

152. Абонент вправе подать новое заявление о перенесении абонентского номера другому оператору-реципиенту не ранее дня подачи заявления об отказе от перенесения абонентского номера, предусмотренного пунктом 148 настоящих Правил, либо после начала оказания услуг оператором-реципиентом при условии окончания срока, указанного в пункте 124 настоящих Правил, в течение которого оператор-донор имеет право направлять информацию о наличии задолженности абонента за услуги, оказанные по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в отношении перенесенного абонентского номера, и погашения абонентом задолженности.

153. В случае если перенесение абонентского номера осуществляется абонентом - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), которому по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором-донором, выделено не более 50 абонентских номеров, относящихся к ресурсу нумерации, выделенному для использования в одном и том же субъекте Российской Федерации, абонент вправе потребовать, чтобы перенесение абонентского номера осуществлялось в сроки, предусмотренные настоящими Правилами для перенесения абонентского номера абонента - физического лица.

154. Перенесение абонентских номеров для целей их сохранения и использования абонентами-заказчиками, осуществляющими закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также отдельными видами юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) основанием для перенесения абонентского номера является договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенный абонентом-заказчиком с оператором-реципиентом - победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в период действия договора с оператором-донором с указанием переносимых по договору с оператором-реципиентом абонентских номеров. В случае если договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с оператором-реципиентом был заключен после истечения срока договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного абонентом-заказчиком с оператором-донором, перенесение абонентского номера не осуществляется;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) дата начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом с использованием перенесенного абонентского номера определяется в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным абонентом-заказчиком с оператором-реципиентом, но не ранее 9 дней с момента сообщения оператором-реципиентом оператору базы данных перенесенных абонентских номеров информации о заключенном договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В случае отсутствия технической возможности перенесения абонентского номера указанная дата может быть отложена, но не более чем на одни сутки. Бремя доказывания отсутствия технической возможности оказания услуг с использованием перенесенного абонентского номера лежит на операторе связи;

в) в случае если договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи между абонентом-заказчиком и оператором-реципиентом заключен менее чем за 9 дней до даты истечения срока действия договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи между абонентом-заказчиком и оператором-донором, оператор-реципиент вправе назначить абоненту-заказчику иной абонентский номер (номера) для использования в целях оказания услуг подвижной радиотелефонной связи до даты завершения процедуры перенесения абонентского номера;

155. При наличии задолженности абонента-заказчика перед оператором-донором она погашается абонентом-заказчиком в соответствии с условиями договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного между ним и оператором-донором.

156. Претензии, связанные с перенесением абонентского номера, направляются оператору-реципиенту. В случае если перенесение абонентского номера осуществлено без заявления о перенесении абонентского номера, претензии направляются оператору-донору.

Использование компьютерной телефонии намного ускоряет процесс управления на предприятии, повышая его эффективность и качество при общем снижении совокупных затрат. Современные компьютерные технологии позволяют значительно снизить затраты на междугородные, а тем более международные переговоры, без которых не обходится ни одно предприятие турбизнеса. Связь с партнерами осуществляется по компьютерным сетям, в частности по сети Интернет. Такая связь называется IP-телефония.

IP-телефония - это современная компьютерная технология передачи голосовых и факсимильных сообщений с использованием Интернета. Она позволяет осуществлять междугородную и международную голосовую связь, используя обычный телефонный аппарат или компьютер, подключенный к Интернету. Для туристских компаний, имеющих свою корпоративную сеть, IP-телефония позволяет значительно снизить издержки, связанные с телефонными переговорами.

Для использования IP-телефонии необходимо либо создание собственной сети IP –телефонии или использование сети IP-телефонии, разработанной другими операторами. Второй способ использования IP-телефонии предполагает возможность воспользоваться уже готовой сетью. Сейчас на рынке средств связи появились специальные фирмы-операторы, имеющие свою собственную сеть IP-телефонии. Стоимость минуты разговора в этом случае будет несколько больше, чем в первом случае, но фирме не придется нести большие первоначальные затраты на приобретение специального оборудования.

Радиотелефонная связь

Под радиотелефонной связью понимают беспроводные системы телефонной связи, которые не требуют проведения сложных инженерных работ по прокладке дорогостоящих телекоммуникаций и поддержке их в рабочем состоянии. Беспроводная система телефонной связи, по сравнению с обычной, проводной, обладает следующими достоинствами:

    меньшие капитальные затраты на ее создание;

    возможность создания независимо от рельефа местности, природных условий и наличия соответствующей инфраструктуры;

    меньший срок окупаемости системы;

    меньшая трудоемкость работ по организации системы и на порядок более быстрыми темпами ввода в эксплуатацию;

    обеспечение надежной и оперативной связи с мобильными пользователями;

    более широкие возможности по управлению системой и по защите информации.

Среди радиотелефонных систем можно выделить такие их разновидности, как: системы сотовой радиотелефонной связи; системы транкинговой радиотелефонной связи; телефоны с радиотрубкой; телефонные радиоудлинители; системы персональной спутниковой радиосвязи.

Системы сотовой радиотелефонной связи

Появление сотовой связи было связано с необходимостью создания широкой сети подвижной радиотелефонной связи в условиях достаточно жесткого ограничения на доступные полосы частот. Впервые идея сотовой связи была предложена в декабре 1971 г. компанией Bell System в США. Годом начала практического применения сотовой связи считается 1978. В России сотовая связь начала внедряться с 1990 г., а с 1991 г. началось ее коммерческое использование. Система сотовой связи представляет собой совокупность ячеек, покрывающих обслуживаемую территорию. Обычно ячейки схематично изображают в виде правильных шестиугольников, которые похожи на пчелиные соты, что и послужило поводом назвать данную систему сотовой. Каждая сота обслуживается своим радиооборудованием. Причем число абонентов, обслуживаемых данной сотой, не является постоянной величиной, поскольку абоненты могут перемещаться из одной соты в другую. При пересечении границы соты абонент автоматически переходит на обслуживание в другую соту, т.е. подключается к ближайшему ретранслятору. В центре каждой ячейки находится базовая станция, которая обслуживает всех абонентов, находящихся в данной ячейке. Все базовые станции системы соединяются с центром коммутации, который, в свою очередь, имеет выход во Взаимосвязанную сеть связи (ВСС) России. Поскольку существует множество различных стандартов и операторов, одной из проблем в сотовой радиотелефонной связи является возможность перемещения от сети одного оператора к сети другого оператора со своим радиотелефоном, т. е. пользование сотовой связью за пределами одной «домашней» системы. Такое перемещение называется роуминг (от английского слова roam - бродить, странствовать).

Роуминг - это функция или процедура предоставления услуг сотовой связи абоненту одного оператора в системе другого оператора. Такого абонента, который пользуется услугами роуминга, называют ромером (roamer). Для осуществления роуминга необходимо соглашение между соответствующими операторами и наличие необходимого технического обеспечения (простейший случай - использование в обеих системах сотовой связи одного и того же стандарта). Существует автоматический и не автоматический (ручной, административный) роуминг.

Транкинговые радиотелефонные системы

Транкинговая связь - наиболее оперативный вид двухсторонней мобильной связи. Она является наиболее эффективной для координации мобильных групп абонентов. Транкинговые системы связи, как правило, используются корпоративными организациями или группой пользователей, объединившихся по организационному признаку или просто «по интересам». Передача информации (трафик) осуществляется, как правило, только внутри транкинговой системы, и выход абонентов во внешние телефонные сети хотя и предусмотрен, но используется в исключительных случаях. Транковые радиотелефоны могут осуществлять связь как через базовую станцию, находясь в зоне ее действия, так и непосредственно напрямую связываться друг с другом, находясь как в зоне действия базовой станции, так и вне зоны. Этим определяются основное достоинство и принципиальное отличие транкинговой системы от сотовой системы связи. Телефоны с радиотрубкой отличаются от обычных телефонных аппаратов только тем, что связь между трубкой и базой осуществляется не по проводу, а по радиолинии. Для этого и в трубке, и в телефонном аппарате установлены маломощные приемо-передающие радиоустройства. Такое техническое решение значительно повышает комфортность использования телефона, как на работе, так и в домашних условиях. Дальность действия зависит как от модели телефона, так и от окружения, в котором им пользуются. Она может быть от нескольких метров до нескольких километров. Радиоудлинители используются в фирмах для связи с удаленными мобильными сотрудниками. У радиоудлинителей много общего с радиотрубками, но они обладают большей мощностью и могут обеспечивать большую дальность связи (до 30 км и более). В общем виде система радиоудлинителя представляет собой одно-канальную радиосистему, состоящую из базового блока и телефонной трубки с телескопической антенной и номеронабирателем.

Персональная спутниковая радиосвязь

Персональная спутниковая радиосвязь основана на применении системы спутниковой телекоммуникации - комплексов космических ретрансляторов и абонентских радиотерминалов. Данная технология позволяет обеспечить персональную радиосвязь с абонентом, находящимся в любой точке планеты. Видеотерминал с приемо-передающей аппаратурой через спутник-ретранслятор, находящийся на стационарной орбите, связывается с радиотерминалами абонентов.

Пейджинговые системы связи

Пейджинговые системы связи являются одной из разновидностей персональной радиосвязи. Основным недостатком данной системы является то, что она позволяет осуществлять только одностороннюю связь, что значительно снижает надежность данной связи и отрицательно влияет на ее оперативность. Но поскольку стоимость данной связи является невысокой, то в настоящее время она очень распространена и широко используется для передачи информации.

Пейджинговая система состоит из терминала, на который поступает вся входящая информация и миниатюрного УКВ приемника (пейджера), который находится у абонента. Каждый абонент имеет свой персональный телефонный номер. Для передачи информации абоненту необходимо связаться с ним через терминал либо по телефону, либо при помощи компьютера и передать сообщение для абонента соответствующего номера. Например, пейджинговая система связи может быть организована внутри одной крупной корпорации. Такая система называется корпоративной. Корпоративные пейджинговые системы могут использоваться, например, в большой гостинице или аэропорту и предназначены для организации экстренной связи сотрудников данной фирмы независимо от того, где они находятся. Это значительно повышает эффективность работы данного предприятия.

Видеосвязь

Видеосвязь является одной из самых прогрессивных и перспективных связей, которая в настоящий момент начинает проникать и на российский рынок связи. Основным достоинством видеосвязи считается возможность видеть своего собеседника на экране. В процессе обсуждения различных вопросов по видеосвязи можно использовать изображение необходимых рисунков и схем, демонстрировать различные изделия. При этом можно видеть реакцию собеседника, его глаза, что при ведении деловых бесед весьма актуально.

Видеосвязь является синонимом термина видеоконференция или мультимедиасвязь. Видеоконференция не просто видеотелефон на персональном компьютере, а компьютерная технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме. Для этого необходимо выполнение двух условий:

    в компьютере обязательно устанавливается плата видеоконфе-ренцсвязи с соответствующим программным обеспечением;

    должна быть возможность соединиться с абонентом либо через компьютерные сети, либо по каналам цифровой телефонной связи.

Мультимедиасвязь может найти применение в любых секторах российской экономики, например в туристском бизнесе. Увидеть реальную живую картинку предпочтительнее, чем смонтированный видеоролик. Уже сейчас во многих известных курортных и туристических местах установлены автоматические камеры, входящие в состав мультимедийных систем.

Основные проблемы передачи аудио- и видеоинформации состоят в следующем. Канал связи, по которому передается информация, должен быть достаточно скоростным, т. е. обладать высокой пропускной способностью. Вторая проблема - это проблема скорости обработки аудио- и видеопотока, т. е. кодирования передаваемых и декодирования получаемых данных.

Для проведения видеоконференций требуется специальное оборудование, включающее видеокамеру, средства поддержки звуковой и видеоинформации, кодер-декодер для сжатия и декомпрессии звуковых и видеосигналов, микрофон, быстродействующий модем и выход в сеть.

Факс - это устройство факсимильной передачи изображения по телефонной сети. Название факс произошло от слова «факсимиле», означающее точное воспроизведение графического оригинала средствами печати. Модем, который может передавать и получать данные, как факс, называется факс-модемом. Для обеспечения факсимильной передачи необходим факсовый аппарат или компьютер, снабженный факс-модемом.

В процессе факсимильной передачи в точке возникновения (источнике информации) осуществляются ее считывание, кодирование и отправка, а на принимающем устройстве - прием, декодирование (расшифровка) и вывод информации. Считывание информации происходит полинейно. При этом обеспечивается достаточно качественная пересылка машинописного текста или черно-белого изображения невысокой четкости.

Модуль 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Структура модуля:

5.1. Пакеты управления туристскими фирмами

5.2. Программа TurWin

5.3. Программа Tour Pilot

5.4. Программа «Само-Тур»

5.5. Программный комплекс «Мастер-Тур»

С точки зрения управления сфера туризма представляет собой сложную систему, в которой передаются и обрабатываются большие потоки информации. Обеспечение качественного уровня управления можно обеспечить только при использовании современных информационных технологий управления. Поэтому на предприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма широкое применение находят специализированные информационные системы, обеспечивающие сбор, передачу, обработку актуальной информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Для того чтобы пользоваться радиотелефонной спутниковой связью, абонент должен заключить договор с компанией-оператором, который предоставляет такую ​​услугу.

Также необходимо приобрести мобильный спутниковый радиотелефон. Это обычно двухстандартный телефон, кроме стандарта спутниковой связи поддерживает еще какой-то из стандартов сотовой связи, например GSM-900/Globalstar.

Абоненту услуги мобильной спутниковой связи обеспечивается качественная телефонная связь (а с недавних пор и видеосвязь) практически с любого участка земного шара. Это достигается непосредственной передачей радиосигнала с телефонного аппарата на один из спутников той или иной глобальной системы связи.

Кроме передачи голоса абонентам предоставляются дополнительные услуги: отправка коротких сообщений, голосовой почты и переадресации, местоопределения, ожидания и удержания вызова, глобальный роуминг и закрытые абонентские группы.

Однако использование технологии спутниковой связи накладывает ряд ограничений. В частности, в спутниковом режиме телефон не работает внутри дома, не отвечает на входящие вызовы при сложенной спутниковой антенне, нестабильно работает тогда, когда есть высокие препятствия (например, на узких улицах с высокими домами, в плотном лесу и т.п.).

Поэтому у абонентов на сегодня пользуются большим спросом двухстандартные телефоны. Когда абонент находится в зоне действия сотовой сети, телефон работает по стандарту сотовой связи, а при отсутствии сети или плохого качества связи можно переключиться в спутниковый режим работы (если абонент находится под открытым небом).

Отличительными чертами современных систем спутникового радиотелефонной связи являются:

  • применение цифровых технологий для передачи речи и данных, повышение качества и надежности связи, расширение спектра услуг;
  • интеграция с традиционными наземными системами мобильной связи (прежде всего с цифровыми сотовыми);
  • совместимость и взаимодействие сетей мобильной спутниковой радиосвязи с телефонной сетью общего пользования на любом иерархическом уровне (местной, внутризоновой, междугородней);
  • многообразие типов абонентских терминалов: стационарные, передвижные, портативные и т.д..

На сегодняшний день в мире насчитывается более 30 национальных и международных (региональных и глобальных) проектов, предоставляющих услуги радиотелефонной спутниковой связи (как удачных, так и не очень). Среди них самые известные: Globalstar, Iridium, ICO (Айко), Inmarsat, Orbcomm, ELLIPSO, Thuraya, а также российские низкоорбитальные «Гонец» и «Сигнал» и геостационарные «Банкир» и «Ямал».

Рассмотрим некоторые из них.

Система Thuraya

Мобильная спутниковая система Thuraya («Турая») является проектом компании Hughes Inc. (HSCI), входящий в состав корпорации Boeing.

Космический сегмент системы состоит из спутника «Турая 1» (запущенного 21 октября 2000). Этот спутник расположен на геостационарной орбите на высоте 36 000 км от экватора, проектный срок эксплуатации спутника - 15 лет. В перспективе предполагается запуск второго спутника, который будет работать в режиме дублера. Зона покрытия системы включает 99 стран Европы, Северной и Центральной Африки, Среднего Востока, Центральной Азии и Индии.

Наземная станция сопряжения с телефонной сетью (gateway), расположенная в ОАЭ, действует как операционный центр для мобильных спутниковых систем.

Система предназначена для предоставления услуг мобильной спутниковой связи (передача голоса, факсов, данных, определение местоположения, аварийные службы). Спутник «Турая» обеспечивает пропускную способность сети до 13 750 одновременно используемых телефонных каналов.

Портативные терминалы Thuraya обеспечивают работу в двух режимах: непосредственно через спутник и через наземную сотовую сеть GSM. Они сравнимы с сотовыми GSM-телефонами по размерам, внешнему виду и качеству передачи голоса.

Абонентские терминалы работают на таких частотах:

  • Земля - ​​космос 1626,5-1660,5 МГц;
  • космос - Земля 1525,0-1559,0 МГц.

Фидерные линии связи:

  • Земля - ​​космос 6425,0-6725,0 МГц;
  • космос - Земля 3400,0-3525,0 МГц.

Как метод доступа используется FDAMA / TDMA, скорость передачи данных - до 9,6 кбит / с.

Система Globalstar

Globalstar («Глобалстар») представляет собой консорциум из международных телекоммуникационных компаний, основанный в 1991 году. Система Globalstar разработана для предоставления высококачественных спутниковых услуг широкому кругу пользователей, включающих голосовую связь, службу коротких сообщений, роуминг, позиционирование, факсимильную связь, передачу данных, а также определения местонахождения и асинхронную передачу факсимильных сообщений и данных со скоростью до 9,6 кбит/с. Также с помощью системы Globalstar возможно не только предоставление услуг мобильной радиотелефонной спутниковой связи, но и построение систем диспетчеризации и корпоративных сетей передачи данных.

Спутниковая группировка Globalstar состоит из 48 основных и 4 запасных спутников, располагающихся на низкой орбите на высоте 1414 км от поверхности Земли.

В системе Globalstar применяются абонентские терминалы нескольких типов:

  • портативные (трубка в руке), аналогичные сотовым телефонам (например, Telit SAT550);
  • мобильные (устанавливаемые на подвижных средствах);
  • стационарные телефонные аппараты, концентраторы, таксофоны.

Портативные и мобильные абонентские терминалы могут поддерживать несколько стандартов - для работы не только в системе Globalstar, но и в сотовых сетях. Так, существуют:

  • Globalstar / AMPS / CDMA - трехрежимные терминалы;
  • Globalstar / GSM - двухрежимные терминалы;
  • Globalstar - одномодовые терминалы.

Портативные спутниковые телефоны Globalstar лишь ненамного крупнее существующих сотовых телефонов и изготавливаются тремя ведущими производителями: Ericsson, Qualcomm и Telital.

Система Iridium

Данная система обеспечивает 100% покрытие поверхности Земли, включая оба полюса. Благодаря 6 орбитальным плоскостям и полярным орбитам связь обеспечивается даже в полярных областях с равным качеством, как и на экваторе. Каждая орбита содержит по 11 спутников. Всего группировка спутников Iridium насчитывает 66 активных спутников на орбите, и еще несколько резервных для замены основных в случае выхода их из строя.  

Спутники находятся на низких околоземных орбитах с наклонением 86,5° на высоте примерно 780 км. Спутники имеют связь друг с другом по радиоканалу работающему в диапазоне Ка. Межспутниковая связь позволяет иметь минимум наземных станций сопряжения, поскольку информацию собранную с других спутников на наземную станцию передает спутник пролетающий над ней в данный момент времени.

Связь между спутниками и абонентскими терминалами осуществляется с помощью TDMA и FDMA систем доступа к радиочастоте, использующих спектр диапазона L с 1616 и до 1626,5 МГц. В данном диапазоне Iridium использует полосу спектра шириной 7,775 МГц.

В качестве внешних антенн абонентских терминалов используется низкопрофильная антенна типа «шайба» с усилением 3 дБ, волновым сопротивлением 50 Ом, с правой круговой поляризацией и КСВ 1.5:1. По своим характеристикам такие антенны очень близки к антеннам разработанным для приема сигналов GPS, таким образом, одна антенна может быть использована одновременно и для передатчика Iridium и приема GPS.

Тип модуляции используемый для связи, как правило, DE-QPSK, хотя DE-BPSK используется по восходящей линии связи (абонент - спутник) для занятия частотного ресурса и синхронизации. Длительность каждого тайм-слота равна 8,28 мс, длительность кадра - 90 мс. Внутри каждого канала FDMA есть четыре временных интервалов TDMA в каждом направлении. Этот метод известен как мультиплексирование с разделением по времени. Независимо от метода используемой модуляции, связь между мобильными терминалами и спутниками осуществляется на скорости 25 килобод.

Каналы отстоят друг от друга на 41,666 КГц, каждый канал занимает полосу в 31,5 КГц - это дает пространство в частотном диапазоне для сдвига частоты из-за эффекта Доплера.

Система спутниковой связи Iridium давно используется в России, несмотря на то, что все необходимые разрешения от российских властей система получила лишь в сентябре 2012 года. С технической точки зрения наличие разрешений и локальная станция сопряжения не требуются, поскольку сигнал поступает от абонента на спутник, а оттуда через другие спутники системы - на головную станцию в США, где и происходит коммутация канала связи с наземными каналами.

В 2012 году правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации одобрила начало официальной работы в России системы мобильной спутниковой связи Iridium. К этому времени оператор провёл сертификацию абонентского оборудования и получил от Государственной комиссии по радиочастотам разрешение на использование частотного ресурса, а от Федерального агентства связи разрешение на использование нумерации.

Радиотелефонная связь

Радиотелефонная связь является самым оперативным и распространенным видом связи с мобильными абонентами. Создание систем радиотелефонной связи не требует прокладки дорогостоящих телекоммуникаций, проведения сложных инженерных работ. Эту связь можно организовать в считанные дни, независимо от рельефа местности и погодных условий. Радиотелефонную связь можно классифицировать по различным признакам: числу абонентов, распространенности по стране, сервисным возможностям телефонных аппаратов и др. Однако все эти характеристики принято рассматривать применительно к каждой из шести разновидностей радиотелефонных систем: система сотовой радиотелефонной связи, системы транкинговой радиотелефонной связи, проводные телефоны с радиотрубкой, радиотелефонные удлинители, системы персональной спутниковой радиосвязи, системы персонального радиовызова.

Сотовая система радиотелефонной связи обслуживает территорию, разделенную на множество небольших зон - сот, каждая из которых обслуживается своим радиоаппаратуры. Эти зоны на плане города формируют структуру, похожую на пчелиные соты (отсюда и название). Существует также роутинг - автоматическая переадресации поступившего вызова к абоненту, перешедшему в другую зону обслуживания. Эта услуга предоставляется не всеми операторами и стоит дороже ромиуга.

Транкинговая (магистральная) связь - наиболее оперативный вид двухсторонней мобильной связи с подвижными абонентами, максимально эффективный для координации их действий в целях производственной необходимости. Транкинг - это совокупность каналов связи, автоматически распределяемых между пользователями, поэтому такой сигнал связи наиболее перспективен и эффективен для мгновенной связи между группами, объединившимися по организационному признаку. Система транкинговой связи включает в себя базовую станцию (иногда несколько), ретранслятор и абонентские радиостанции с телескопическими антеннами. В транкинговых системах вместо одного канала, к которому обращается несколько пользователей, содержится группа каналов, доступных всем пользователям данной системы.

Существует несколько базовых разновидностей транкинговых систем: без канала управления, с выделенным каналом управления, системы без выделенного контрольного канала.

Система без канала управления - свободный канал «помечается» специальным сигналом - маркером. Центральная станция такой системы периодически передает определенную последовательность, автоматически распознаваемую станцией абонента. В случае вызова радиостанция занимает любой из свободных каналов. Все это происходит незаметно для пользователя: не нужно беспорядочно нажимать клавиши и прислушиваться шумам эфира.

Система выделенным каналом управления сама определяет наличие незанятых каналов и переключает на них станцию абонента. Микропроцессорный блок управления контролирует все базовые станции в зоне обслуживания. Один из каналов выделяется для использования исключительно в целях управления и представляет собой своеобразное «руководящее звено» данной системы. Его основная функция - установление соединения между двумя абонентами сети. У таких систем наличие выделенного канала управления увеличивает общее количество радиоканалов системы.

Телефоны с радиотрубкой (радиотелефоны) - это телефоны аппараты, имеющие обычную проводную связь с телефонной АТС, в которых шнур к телефонной трубке заманен на ридиолинию. Для реализации такой возможности и в телефонном аппарате и в трубке имеются моломощные приемопередающие радиоустройства. Дальность действия составляет от нескольких метров до не скольких километров в зависимости от модели радиотелефона и условий его использования.

Сервисные возможности радиотелефонов: двухстороняя связь между базавым блоком и радиотрубкой через громкоговорящие отбратимые динамики, автоматическая смена когда доступа в трубке при каждом ее подключении к базовому блоку, сигнализация при выходе из зоны уверенной связи с базовым блоком, память на десять выделенных номеров и память последнего набранного номера при помощи нажатия одной клавиши, дистанционное управление автоответчиком с радиотрубки, записи сообщений на общее время, равное 15 мин и др. Наряду с простыми радиотелефонами выпускаются офисные радиотелефонные системы обеспечивающие более полный охват территории крупной фирмы.

Радиоудлинители - это почти то же самое, что и телефоны с радиотрубкой, только имеющие большую мощьность и предназначены для связи с удаленными мобильными сотрудниками.

Персональная спутниковая радиосвязь - чудотехнология, использующая комплексы космических ретрансляторов для соединения с любым абонентом, находящимся в любой точки Земли. В наши дни создана мощная сеть с путников охватывающая весь мир, позволяющая помимо дуплексной телефонной связи обеспечить целый ряд сервисных возможностей, таких как организация факсимильной связи, электронной и голосовой почты, режим персонального радиовызова, возможность подключения к радиотелефону портативного компьютера и др.

Системы персонального радиотелефоного радиовызова (радиопоисковой связи) предназначены для оперативного поиска и передачи информации абонентам этих систем. Они состоят из центральной приемопередающей аппаратуры, связанной радиоканалами с миниатюрными приемниками, индивидуально закрепленными за абонентами системы. Абонент, имеющий такой приемник, держит его в дежурном режиме, при поступлении вызова с центральным пульта приемник издает вибрационный или звуковой сигнал, привлекающий внимание абонента. Абонент включает в приемник в рабочим режим и выслушивает либо просматривает на миниатюрном дисплее посылаемое ему сообщение.

Системы персонального радиовызова бывают локальные и региональными. Локальными системы применяются на территории одного предприятия или организации и используют, как правило, низкочастотные радиоканалы. У низкочастотных радиопоисковых системах передача информации только односторонняя: от центрального пульта к абонентам. Региональные системы используют высокочастотные каналы, работающие в диапазоне нескольких десятков и сотен мегагерц, и охватывают значительно больших территорий.

Пейджиговая сязь - это связь высокой оперативности низкой стоимости, а также эффективность использования частотного ресурса. Основной пейджиговой системы является пейджиговый терминал - приемопередающее устройство с контроллером, ретранслятором, пультом управления и антенной. Пейджеры бывают тоновые, цифровые и текстовые. Текстовые пейджеры самые совершенные. Они могут служить записной книжкой, ежедневником с системой таймеров, оповещающих о времени встречи. Сапков, В.В. Информационные технологии и компьютеризация депроизводства: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Сапков. - 2-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - С.156-160.